Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

5.2. Прогулка по афинскому Акрополю

Высшие достижения древнегреческой архитектуры связаны с ансамблем Акрополя — общественного и культурного центра Афинского государства, созданного в классическую эпоху, в V в. до н. э. Многократно разрушенный, ограбленный и превращённый в руины, этот памятник «золотого века» античной культуры всё же и сегодня сохраняет величавость и органическую стройность.

Давайте совершим небольшую прогулку по знаменитому Акрополю, где, кажется, «поселились» все олимпийские боги Древней Греции. Давайте войдём в Акрополь через центральный вход — Пропилеи.

          Мне будет веяно дорог день,
          Когда вступил я, Пропилеи,
          Под вашу мраморную сень,
          Что пены волн морских белее,
          Когда, священный Парфенон,
          Я увидал в лазури чистой
          Впервые мрамор золотистый
          Твоих божественных колонн,
          Твой камень, солнцем весь облитый,
          Прозрачный, тёплый и живой,
          Как тело юной Афродиты,
          Рождённой пеною морской.

Так выразил свои чувства от увиденного поэт Д.С. Мережковский.

Акрополь. Афины

Пропилеи начали возводить при Перикле, но из-за начавшейся Пелопонесской войны они остались недостроенными. Пропилеи представляли собой сооружение, состоящее из трёх частей. В центре находились крытые ворота в виде глубокого сквозного портика с пятью проходами вдоль колонн. Здесь во время праздников и торжественных шествий шли горожане, ехали всадники и колесницы, вели жертвенных животных. С севера к ним примыкала пинакотека, в которой помещались картины, мемориальные мраморные плиты и посвящения богам. С юга Пропилеи уравновешивал лёгкий и изящный храм Ники Аптерос (то есть Бескрылой) — богини Победы. Внутри храма находилась её бескрылая статуя. Известна легенда, согласно которой эта богиня принесла грекам победу над персами, а потому жителям города не хотелось с ней расставаться. Изобразив Нику бескрылой, они посчитали, что богиня уже никогда не сможет покинуть их город. Величественное здание Пропилей описано ещё Павсанием: «Пропилеи имеют крышу из белого мрамора, и по красоте и величине камня до сих пор нет ничего лучшего».

Пройдя ворота Пропилей, посетитель оказывался на большой площади, в центре которой возвышалась огромная бронзовая статуя Афины Промахос (то есть Воительницы), покровительствующей Афинам и греческому народу. Останавливаясь перед статуей величественной богини, зачарованные греки поднимали свои взоры, чтобы взглянуть в её лицо. Торжественно восседающая на троне, она спокойно вглядывалась в город, раскинувшийся у подножия Акрополя. Возвращающиеся на родину сыновья Аттики уже издалека приветствовали сверкающую на солнце Афину, а иностранцы трепетали перед этим символом величия Афин. Статуя богини, по всей вероятности, была творением гениального Фидия, руководившего работами на Акрополе.

Пропилеи

Следует подчеркнуть, что в основе композиции Акрополя лежала асимметрия, которая в целом всё же не разрушала ощущения равновесия и упорядоченности архитектурных сооружений.

Парфенон

Чуть правее от Пропилей находится главный храм Акрополя — Парфенон, посвящённый богине Афине — покровительнице города. Храм занимает самую высокую часть холма, а поэтому он виден отовсюду, из любой точки Акрополя и города. В плане Парфенон представляет собой периптер (8x17 колонн высотой в 10,5 м). Дорические колонны наделяют его особой монументальностью и мужественной красотой. В архитектуре Парфенона органически соединены колонны ионического ордера, придающие впечатление изящества и благородства. Этот величественный храм, сложенный из белоснежного мрамора, поражает искусным мастерством обработки материала. Раскраска храма подчёркивала конструктивные детали и создавала фон, на котором отчётливо выделялись скульптурные украшения. В святилище Парфенона, по преданию, находилась двенадцатиметровая статуя Афины Парфенос, выполненная из слоновой кости и тонких золотых пластинок.

Храм Ники Аптерос

До сих пор храм поражает благородством пропорций, изяществом форм и красотой отделки. Особенно замечательны фризы Парфенона (то есть средняя часть антаблемента). Они покрыты рельефами на мифологические темы, славящие греческий народ и его историю. Среди многочисленных богов здесь запечатлены и простые граждане: конные всадники, сопровождающие торжественное шествие, девушки, несущие канделябры, юноши, ведущие жертвенных коров и овец, музыканты — флейтисты и кифареды, благородные афинские старцы с цветущими ветвями в руках. О фризах Парфенона так сказал исследователь античности Б.В. Фармаковский:

Фриз Парфенона — одно из знаменитейших созданий искусства и одно из совершеннейших его созданий вообще. Здесь красота, которой будут удивляться все века и народы и которая выходит за пределы места и времени, как красота Девятой симфонии Бетховена или Реквиема Моцарта».

На северном склоне холма находится главное святилище Акрополя — храм Эрехтейон, созданный позднее Парфенона, в последней четверти V в. до н. э. Он был воздвигнут в честь Афины и Посейдона на том месте, где, по преданию, проходил их спор за обладание Аттикой. Особенностью Эрехтейона является его совершенно необычная для греческого храма сложная асимметричная планировка. Храм украшают скульптуры кариатид — девушек, торжественно поддерживающих карниз. Таким образом, кариатиды выполняли конструктивную роль, заменяя колонны. В то же время они производят на зрителя особое эстетическое впечатление. Их фигуры величавы и спокойны, красивые складки одежд драпируют стройные тела. Может быть, именно так шествовали жрицы, неся на голове корзины со священными атрибутами?

Театр Диониса

На южном склоне Акрополя располагается театр Диониса, где разыгрывались трагические и смешные сцены из жизни богов и людей. Перед началом спектакля в алтаре перед статуей бога Диониса совершали жертвоприношения и обряд очищения всех присутствующих в театре. Афинская публика живо и темпераментно реагировала на всё, что происходило у неё на глазах. Богов и героев легко можно было распознать по их атрибутам: в руках у Диониса был тирс — палка, обвитая плющом и виноградными листьями, Аполлон держал в руке лук и стрелы, Геракл, одетый в львиную шкуру, защищался палицей.

Поэт М. Волошин, побывавший на Акрополе, так выразил свои чувства от увиденного:

          Серый шифер. Белый тополь.
          Пламенеющий залив.
          В серебристой мгле олив
          Усечённый холм — Акрополь.
          Ряд рассеченных ступеней,
          Портик тяжких Пропилей,
          И за грудами камений
          В сетке лёгких синих теней
          Искры мраморных аллей.
          Небо знойно и бездонно —
          Веет синим огоньком.
          Как струна, звенит колонна
          С ионийским завитком...
          Луч заката брызнул снизу...
          Над долиной сноп огней...
          Рдеет пламенем над ней он —
          В горне бронзовых лучей
          Загорелый Эрехтейон...
          Ночь взглянула мне в лицо.
          Чёрны ветви кипариса.
          А у ног, свернув кольцо,
          Спит театр Диониса.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru