Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

5.3. В поисках Человека

Греческое искусство проникнуто любовью к Человеку, интересом к его внутреннему миру. Человек всегда оказывался в центре внимания художников. Вам, наверное, известна легенда о бродяге Диогене (около 400 — около 325 гг. до н. э.), который ходил по городу босой, в грубом плаще, надетом на голое тело, с нищенской сумой за плечами. Жил он в глиняной бочке, питался тем, что подносили ему горожане. Ему говорили: «Ты живёшь, как собака». Но Диоген не обижался, он продолжал средь бела дня ходить с фонарём в поисках... Человека. Думается, что вся история греческого искусства — это и есть поиски идеального Человека.

У греков существовал свой идеал, в котором были воплощены духовная красота, очарование, молодость и здоровье. «Совершенствуй своё тело и веди себя достойно», — говорили греки и строго следовали этому правилу в собственной жизни. Не к всемогущим богам обращали они тогда свои взоры, они искали подобных людей в повседневной жизни среди обычных горожан.

Храм Эрехтейон

Интерес к Человеку нашёл особенно яркое воплощение в скульптурных произведениях греческих мастеров — Мирона и Поликлета, Леохара и Скопаса. Излюбленный образ античного скульптора — стройный юноша атлетического телосложения, которому присущи «все добродетели». Его духовный и физический облик гармоничен, в нём нет ничего лишнего, «ничего сверх меры».

Воплощением идеала в греческом искусстве стало замечательное произведение скульптора Поликлета «Дорифор» (середина V в. до н. э.). Это греческий образец совершенного человека, в котором удивительным образом сочетаются идеальная физическая красота и одухотворённый облик. Юный атлет держит на плече тяжёлое и длинное копьё. Спокойно и уверенно стоит он на земле, опираясь на правую ногу. Его лицо задумчиво, спокойно и благородно, осанка естественна и величава. Известно, что Поликлет поставил цель точно определить пропорции человеческой фигуры, согласные с его представлениями об идеальной красоте.

Поликлет. Дорифор

 

Мирон. Дискобол

Обратимся ещё к одному шедевру древнегреческой скульптуры, знаменитому «Дискоболу» Мирона. В образе юноши-атлета мастерски воплощены черты прекрасного и гармонически развитого человека, в котором красота физически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным благородством. Энергичным поворотом левого плеча вперёд он приготовился к метанию диска. Кажется, автора интересует не столько физическое усилие атлета, сколько его волевая сосредоточенность и сила духа. Человек испытывает колоссальную физическую нагрузку, но при этом остаётся внутренне спокойным и сдержанным. Запечатлённое мгновение атлета делает это произведение вечным и непревзойдённым памятником искусства.

Варианты заданий для самостоятельной работы

  1. Почему Грецию называют «колыбелью европейской цивилизации»? Какое отражение в искусстве нашли мифологические представления древних греков?
  2. Проведите заочную экскурсию по афинскому Акрополю и расскажите о его выдающихся памятниках.
  3. Почему греческое искусство проникнуто любовью к человеку? Опишите понравившееся вам скульптурное произведение, воплотившее идеал человека.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru