Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

7.3. Святые и святость

Идеал Человека нашёл своё художественное воплощение в образах святых — людях высокого духа и праведности, прославивших себя служением Богу. Считалось, что в святых выразился замысел Иисуса Христа об идеальном человеке, способном, как и он, принести себя в жертву ради искупления грехов человеческих. Действительно, как утверждали служители церкви, «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Святые рассматривались церковью как посредники между Богом и людьми, заступники и ходатаи перед Ним.

Сила их воздействия на умы и сердца людей была настолько велика, что они стремились хотя бы приблизиться к ним, постичь тайны их святости, донести до них свои молитвы. В народе старались сберечь память о святых, каждый свой поступок, каждое произнесённое слово осмысливали в соответствии с их земной жизнью. По крупицам собирали о них сведения, а после смерти и причисления к лику святых из поколения в поколение, из уст в уста передавали всё известное об их праведных деяниях.

К кому же из святых чаще всего обращался с молитвами верующий человек? На кого уповал он в трудные минуты жизни? Прежде всего это были первые мученики, погибшие или пострадавшие за веру ещё во времена гонений на христиан. На потеху толпы их травили дикими зверями в цирках, сжигали заживо на кострах, распинали на крестах...

          Ликует Рим в языческом веселье,
          Заполнены трибуны неспроста.
          Выводят на арену Колизея
          Служителей распятого Христа.

          Патриции, изяществом блистая,
          Не драли горло в непотребном «бис»,
          Не тыкали в страдающих перстами,
          Достойно опускали пальцы вниз.

          Наверное, большое наслажденье
          Испытывал народ от этих встреч.
          И тех, кто обречён на усеченье,
          Согласно знаку поядает меч.

          О воины, почто забыта слава,
          Вчера — герои, нынче — палачи,
          Всех потешая зрелищем кровавым,
          О беззащитных тупите мечи.

          И вновь ведут на новое мученье
          Того, кто стар и кто кричаще юн.
          И всех, приговорённых на съеденье,
          По одному бросают ко зверью.

          Но тихий отрок, сам идя на муки,
          Перекрестился, слыша грозный рык,
          Прижал к груди крестообразно руки,
          На небо поднял просветлённый лик...

          Блаженны вы, невинные страдальцы,
          Молитесь Богу день и ночь за нас,
          Наверняка опущенные пальцы
          Готовит нам уже грядущий час...

          Ликует Рим в языческом веселье,
          Заполнены трибуны неспроста.
          Выводят на арену Колизея
          Служителей Воскресшего Христа.

/Иеромонах Роман/

Христианская церковь первыми святыми считает апостолов Петра и Павла, а также мучениц Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию. Они освятили своей кровью христианскую веру, были казнены, но не отреклись, не отступились от Бога.

А. Мантенья. Святой
Себастьян

 

С. Ботичелли. Святой
Себастьян

Западноевропейское искусство представлено множеством прославленных шедевров, запечатлевших облик наиболее почитаемых в народе святых. Среди них особо следует выделить Святого Себастьяна, к образу которого обращались лучшие художники: А. Мессина, А. Мантенья, С. Боттичелли, Тициан, П. Перуджино.

Что мы знаем о его праведной жизни? Очень немногое. Рассказывают, что святой Себастьян, живший в III веке, был начальником императорской гвардии и тайно исповедовал христианство. Когда же это стало известно, был отдан приказ пронзить его стрелами. Думая, что Себастьян мёртв, палачи оставили его одного. Однако раны оказались не смертельными. Согласно легенде, он был излечен и вновь предстал перед императором с новыми доказательствами своей веры. На этот раз он был до смерти забит камнями и дубинками, а затем брошен в сточные воды канала.

Образ этого римского воина и стойкого христианина становится излюбленным в творчестве художников итальянского Возрождения. Каждого из них привлекала тема стойкости человеческого духа. В картине А. Мантенья святой Себастьян изображён привязанным к колонне античной арки. Солдаты-мучители уже ушли. Его тело, скорченное от боли, пронзило множество стрел. Лицо, обрамлённое завитками чёрных волос, искажено страданием. Безусловно, перед нами идеальный человек, прекрасный телом и духом, полный силы и мужества.

Иначе, в лирическом ключе, запечатлел святого мученика С. Боттичелли (1474). Его фигура одиноко возвышается над городом, выражая полное безразличие к окружающему миру. Тело Себастьяна пронзило несколько стрел, но его задумчивое лицо спокойно. На нём выражение скорбного удивления и грусти. Даже связанные за спиной руки воспринимаются как непринуждённый жест глубокого раздумья.

Художник Тициан дважды обращался к образу святого Себастьяна. Картина в Эрмитаже (1575) — одно из последних произведений великого мастера. Неровным, беспокойным светом, исходящим от горящего рядом костра, освещена его фигура. (По одной из версий, он был сожжён на костре.) У ног клубится дым, он медленно поднимается вверх. Кажется, с гибелью героя наступит трагическое крушение мира. Но не безнадёжность и отчаяние передаёт здесь художник. Главное — неукротимость его духа, вера в величие человека. Этот прекрасный юноша действительно смело и с достоинством противостоит злу. Как неизбежное, воспринимает он приближающуюся смерть. Он мужественно и невозмутимо спокоен. Выражение его страдальческого лица обращено к небесам, к Богу...

На Руси также почитали многих святых, но были среди них особо любимые и чтимые народом. Это были те, кто «просиял на русской земле», на кого, моля о защите, веками уповала Русь.

Брис и Глеб. Икона

Князья Борис и Глеб — первые святые, канонизированные русской церковью. Они были сыновьями великого киевского князя Владимира, крестившего Русь в 988 году. Борис и Глеб были убиты по приказу их брата Святополка, захватившего киевский престол. Они не только не противились брату, но добровольно пошли навстречу гибели, мужественно и смиренно приняв смерть. Упоминания о них встречаются в «Повести временных лет», их житие излагается в «Сказании о Борисе и Глебе». Жизнь святых Бориса и Глеба являет пример смирения, незлобия и кротости. В дни междоусобицы за княжеский престол, когда Русь ещё только начинала проникаться новой верой, они осуществили христианскую заповедь любви к людям.

Страдание и кротость, непротивление злу насилием — близкие душе русского человека, запечатлены на многочисленных иконах древнерусскими мастерами. В народе их чтили как целителей, воинов-заступников, оберегающих Русь. Рассказывают, что они являлись в видениях накануне сражения в Невской битве в 1240 году, с ними связывали победу на Куликовом поле. Вот почему русские иконописцы изображали их в облике воинов-всадников.

Вглядитесь в икону «Св. Борис и Св. Глеб» (XIV в., ГТГ, Москва). Торжественно восседают они на конях, как будто парящих над земной твердью, над вершинами зелёно-золотистых горок. Одетые в княжеские одежды оранжевого и зелёного цвета, они держат в руках развевающиеся воинские стяги. Но не воинской доблестью воодушевлены их лица. Кроткое спокойствие, готовность пойти навстречу неведомому, пусть даже смерти, отражают их лики, озарённые вспышками света. Их праведный путь благословляет Иисус Христос, изображённый справа в небесном сегменте.

Варианты заданий для самостоятельной работы

  1. Что такое идеал? Каков идеал Человека в античности, средневековье и в эпохе Возрождения? Приведите примеры произведений, воплотивших, по вашему мнению, идеал Человека в искусстве.
  2. Как представлен идеал Человека (Бога) в крупнейших религиях мира: буддизме, христианстве, исламе? Расскажите об особенностях его художественного воплощения в известных вам произведениях искусства.
  3. Что вам известно о наиболее почитаемых и любимых в народе святых: апостолах Петре и Павле, четырёх евангелистах, Андрее Первозванном, Николае Чудотворце, С. Радонежском, С. Саровском и др. Почему именно к ним обращался человек с молитвами о помощи? Из каких художественных произведений вы узнали об их праведной жизни?
  4. Сопоставьте живописные произведения художников итальянского Возрождения, запечатлевших образ святого Себастьяна (например, А. Поллайоло, А.Мантенья, А. Мессина, С. Боттичелли, П. Перуджино, Тициана). Как в них воплощена идея мучительного выбора между верой и страданием?
  5. Первых русских святых Бориса и Глеба называют «страстотерпцами». Что, по-вашему, означает это слово? Познакомьтесь с литературными источниками о житии Бориса и Глеба («Повестью временных лет», «Сказанием о Борисе и Глебе»). Какое воплощение нашли образы этих святых в произведениях изобразительного искусства?
  6. Среди почитаемых русской церковью святых особое место принадлежит юродивым. Считалось, что юродивые — это люди «от народа», которые поступают праведно, по совести. Обратитесь к произведениям искусства, в которых звучит тема юродства (храму Василия Блаженного на Красной площади, картине В. Сурикова «Боярыня Морозова», плачу Юродивого в финале оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»). В чём особенность художественного воплощения этой темы в произведениях искусства?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru