Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

8.3. Александр Невский — патриот Земли Русской

Александр Невский (князь Александр Ярославич, 1220-1263) — один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев — защитников Земли Русской. Причиной тому были его многочисленные военные успехи, особенно победа у реки Невы в 1240 году. С «малой дружиной» и ополчением он разбил войска шведского короля, а затем освободил захваченные немецкими рыцарями псковские и новгородские земли. За этот подвиг он получил имя Александра Невского. А 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера происходит знаменитое сражение, победа в котором сыграла значительную роль в грядущем государственном объединении Руси.

«Житие князя Александра Невского» (XIII в.) донесло до нас облик этого легендарного воина — защитника Земли Русской. Вот как он описан в «Житии»:

«И красив он был, как никто другой, и голос его-как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царём в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона».

А вот, что рассказывает «Житие» о храбрости Александра Невского на Чудском озере:

«... Когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью... Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться... и никогда не было противника, достойного его в бою. И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в стане его... И прославилось имя его во всех странах, от моря Каспийского и до гор Араратских и по ту сторону моря Балтийского и до великого Рима».

Образ Александра Невского запечатлён во многих произведениях искусства: в живописи, скульптуре, музыке и кино.

1938 год. Над миром нависла реальная угроза фашизма. В это время особенно нужен был кинофильм, который вдохновил бы народ на защиту Отечества. Известный режиссёр Сергей Эйзенштейн (1898-1948) снимает «Александра Невского» — фильм о победе русского князя над немецкими рыцарями. Работа кипит. Даже сцены Ледового побоища решено снимать летом. Эйзенштейн возьмёт от зимы «лишь её формулу: тёмное небо и белый снег». Специально созданные для этого бутафорские льдины выглядят на экране как настоящие.

В первых эпизодах фильма перед зрителем представали картины разорённой Руси: поле, усеянное человеческими костями и ржавыми доспехами. На нём зловещие вороны справляют мрачную тризну. Страна истощена и разграблена, много её жителей томится в плену. Русь собирает последние силы для борьбы с врагом. С запада движутся крестоносцы, а с востока — орда хана Батыя. Звучит набатный колокол, и, словно из-под земли, вырастают русские воины.

        Вставайте, люди русские!
        На славный бой, на смертный бой!

Слышится героическая музыка композитора Сергея Прокофьева (1891-1953).

На экране движутся крестьяне с вилами и косами, копьями и мечами. Наступает утро Ледового побоища. Мглистый туманный рассвет над недвижным озером. Замер русский лагерь... К нему приближается знаменитый стальной клин тевтонской «свиньи». Лязгает, громыхает броня всадников. Расступаются ряды русских воинов перед строем крестоносцев. Ещё немного времени — и некогда непобедимые рыцари окажутся в окружении русских богатырей. Эта хитрость русского князя Александра Невского стоила неприятелю жизни...

Эскиз С. Эйзенштейна к фильму «Александр Невский»

Завязалась ожесточённая битва. В кучу смешались конные и пешие, мелькают мечи и копья. В ход идёт всё: косы и топоры, даже оглобли. Александр Невский надвинул шлем и внимательно наблюдает за боем. Теперь пора! Он ринулся на неприятельскую конницу. Звуки немецких рогов заглушают бойкие наигрыши ложечников. Властным языком музыки передаётся завет Александра Невского: «Если чужеземец посещает Русь и стучится к нам как гость, то мы охотно принимаем его. Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет русская земля!»

Битва закончена. Лёд озера не выдержал тяжёлых доспехов рыцарей. Цепляясь за обломки льдин, под дробные и резкие звуки ударных инструментов исчезают под водой последние крестоносцы. Фильм завершается торжественным финалом. На площади освобождённого Пскова встречают победителей. Народ празднует победу. Поют гудошники-ско-морохи, звучат счастливые, радостные мелодии, высокие и звенящие: «Веселися, Русь!»

Кадр из фильма «Александр Невский»

Два великих художника, С. Эйзенштейн и С. Прокофьев, сумели добиться впечатляющей связи между зрительными и музыкальными образами. Они сделали то, что не удавалось ранее воплотить никому из предшественников.

В годы Великой Отечественной войны, тревожными ночами под сверканием лучей прожекторов, режущих небо над затемнённой Москвой, художник Павел Корин (1892-1967) обдумывал сюжет новой картины, в которой должны были воплотиться «идеи стойкости, мужества, отваги... характер гордого и непокорного народа». Он искал примеры необычного и сильного проявления человеческого духа. В эти дни 1942 года (ровно через 700 лет после этой битвы) он задумал триптих, посвящённый героическому прошлому. Три живописных полотна должны были символизировать духовную связь времён, непобедимость русского народа, красоту родной земли.

П.Д. Корин. «Александр Невский». Фрагмент

Центральной частью триптиха стала фигура могучего исполина Александра Невского. Под боевым стягом русских воинов стоит он в доспехах на берегу реки Волхов у стен Новгородской Софии. Закованный в латы, спокойный и сильный, зорко всматривается в даль, откуда должен появиться враг. Крепко сжимает он в руках меч, на его волевом лице — готовность во что бы то ни стало отстоять рубежи родной земли. Неподвижна его застывшая поза. Кажется, он весь выкован из стали — столько силы и величия в его фигуре, как монумент возвышающейся над низким горизонтом земель Великого Новгорода.

Тревожные всполохи света, мятущиеся свинцовые тучи контрастируют с ярко-красной накидкой полководца. Они — как знамение предстоящего кровавого и жаркого сражения.

Когда работа была закончена, Павел Дмитриевич Корин сказал: «Я писал Невского в годы войны, стремясь отразить непокорный, гордый дух народа, который встал во весь свой гигантский рост». Зрители увидели картину в суровое военное время. Она произвела на них огромное впечатление и имела небывалый успех.

Варианты заданий для самостоятельной работы

  1. Расскажите о праведной жизни Георгия Победоносца. Почему он стал воплощением защитника Отечества? В чём заключается непреходящая сила этого образа, не утратившего значения до сегодняшнего времени?
  2. Расскажите о произведениях искусства, запечатлевших образ легендарного героя — Георгия Победоносца. Какие из произведений и почему произвели на вас особое впечатление? Почему облик Г еоргия Победоносца представлен на гербе города Москвы?
  3. Что представлял собой идеал благородного рыцарства? Какие качества рыцарей отражены в их кодексе чести? Что вам известно о рыцарских турнирах и об участии рыцарей в военных сражениях?
  4. Какое воплощение нашёл идеал рыцарей во французском народном эпосе — «Песне о Роланде»? В чём заключается подвиг Роланда?
  5. Расскажите о художественном воплощении образа Александра Невского в произведениях искусства. Какие из них вам особенно понравились и почему? Каково ваше мнение о кинофильме С. Эйзенштейна «Александр Невский»? Как музыка, созданная композитором С. Прокофьевым, передаёт главную идею фильма — защиту Земли Русской от неприятеля?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru