|
|
Учебник МХК для 7-9 классов Мировая художественная культура11.2. Человек эпохи Римской империиЕсли в художественной культуре Древней Греции преобладали скульптурные изображения богов, то в эпоху Римской империи повышенный интерес представляла личность государственная и общественная. Пусть имена цветущих городов
/О. Мандельштам/
Может быть, впервые в эпоху Великой Римской империи человек общественный был поднят на высокий пьедестал. Не только в честь богов-покровителей воздвигались теперь мраморные статуи. Площади городов и провинций, общественные здания огромной столицы новой Римской империи отныне украшали скульптурные портреты прославленных личностей: императоров и полководцев, выдающихся общественных деятелей и просто достойных граждан. Главной и священной обязанностью римлянина становится служение государству и принесение на его алтарь Победы, Доблести, Богатства и Славы. Каков же он, человек этой эпохи? Вот каким его представляет известный римский оратор и общественный деятель Цицерон (106-43 гг. до н.э.):
Император Август. Скульптура. Рим Множество статуй в честь прославленного римского императора и полководца Августа (63 г. до н.э. — 14 г. н.э.) было воздвигнуто ещё при жизни. Для римлян он стал подлинным эталоном гражданственности и патриотизма. Его изображали в самых различных позах и одеждах, в различных государственных должностях. Одержавший множество военных побед, он выступает с речью перед войсками. В облике жреца осуществляет священный обряд жертвоприношения. В одних статуях он представлен стоящим во весь рост, а в других — торжественно восседающим на царском троне. Он отождествляется с римским богом войны Марсом или верховным богом Юпитером и имеет все их атрибуты. Юпитер, громы мечущий, —
с такими словами обращается к нему известный римский поэт Гораций (65-8 гг. до н. э.).
Марк Аврелий. Конная статуя. Рим В самом центре Рима, на одной из главных его площадей и сегодня возвышается величественная конная статуя императора Марка Аврелия (121-180), проповедовавшего отрешение от всех земных благ. В обществе его не случайно называли мыслителем и «философом на престоле». В эпоху переоценки ценностей, в преддверии кризиса Римской империи он так выразил своё мироощущение:
/Из дневника «Наедине с собой»/ В замечательном скульптурном произведении действительно запечатлён образ философа и мыслителя, общественного деятеля и оратора. Марк Аврелий в простой одежде, без каких-либо императорских отличий и знаков, торжественно восседает на коне. Спокойным и величественным жестом руки он приветствует толпу подданных. Его красивое мужественное лицо, обрамлённое густыми вьющимися волосами и длинной бородой, плотно сжатые губы свидетельствуют о сильном и волевом характере человека, способного подчинить своей власти окружающих.
В III веке Римская империя вступила в эпоху кризисов и захватнических кровопролитных войн, дворцовых переворотов, народных восстаний и вторжений варварских племён. Вот почему в скульптурных портретах того времени всё чаще предстают образы новой исторической эпохи. Грубые, жестокие и честолюбивые властители Рима становятся главными объектами изображения.
Император Каракалла. Скульптура Подчёркнутым драматизмом отмечен портрет Каракаллы (186-217) — одного из самых злобных и жестоких императоров. Его голова дана в резком повороте. Стремительность движения и напрягшиеся мускулы шеи позволяют почувствовать напористую силу, вспыльчивость и яростную энергию. Гневно сдвинутые брови, прорезанный морщинами лоб, подозрительный исподлобья взгляд, массивный подбородок — всё говорит о беспощадной жестокости, мстительности и властном характере императора. Именно таким он описан и историками своего времени. Крушение Римской империи было уже предопределено, приближалась новая эпоха, выдвинувшая иные требования к человеку и обществу.
|
|
|