Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

14.1. Особенности храмового зодчества

Храмам каждой мировой религии, будь то христианство, буддизм или ислам, присущи оригинальная конструкция и свои определённые черты. Китайскую пагоду невозможно спутать с западноевропейским костёлом или готическим собором, а мусульманскую мечеть с православным христианским храмом. Любой человек, даже не искушённый в искусстве, увидев на репродукции колоннаду Парфенона, скажет: «Это — Греция». При виде огромного сооружения, напоминающего высокую заострённую кверху шапку, испещрённую резьбой и скульптурой, соотнесёт её с Индией. А лёгкая, изящная постройка, состоящая из множества летящих крыш, похожих на птиц, не успевших сложить крылья, напомнит о Японии или Корее. Следовательно, в основе самобытности храмового зодчества лежат традиции народной архитектуры.

Очень часто храм называют моделью мира. И это действительно так, потому что в храмовом строительстве нашли воплощение представления людей о структуре мироздания. У многих народов сохранились легенды и предания о небесном происхождении храма. Одним его образ являлся во сне или в таинственном видении, другим — в откровении свыше, от Бога. В глазах восхищённых верующих храм всегда был свидетельством его небесного, а не земного происхождения.

Следует особо подчеркнуть, что ни одна мировая цивилизация не обходилась без храма, имеющего культовое значение. Даже в эпоху бронзы и неолита рядом с человеческими жилищами возводились мощные каменные сооружения — дольмены и кромлехи, служащие местом культовых обрядов и поклонений таинственным силам природы.

Прежде всего обратимся к христианскому храму. Как известно, христианские храмы возникли не сразу. На протяжении первых трёх веков, в условиях жесточайших гонений и преследований христиан, не было возможности возводить храмы. Верующие вынуждены были совершать богослужение, скрываясь глубоко под землёй, в катакомбах. Лишь с начала IV века в связи с распространением христианства начнётся повсеместное строительство храмов.

Внутренний вид базилики Сан Лоренцо. Флоренция

Основой христианского храма стала базилика (от греч. — «царский дом») — вытянутое здание, продольно разделённое внутри рядами колонн на части, то есть нефы, число которых достигало трёх или пяти. Все храмы были строго ориентированы на восток, так как там, по представлениям христиан, находился Иерусалим — центр Земли. На востоке к основному прямоугольному объёму примыкала полукруглая ниша — апсида с расположенным в ней алтарём — священной частью храма. Характерную черту подобных храмов составляют деревянные балочные перекрытия.

Внешний облик базилики подчёркнуто скуп и строг, он поражает суровой гладкостью мощных стен, прорезанных редкими узкими окнами, отсутствием декоративных деталей в оформлении фасадов, то есть наружных стен храма. Однако внутреннее их убранство отличалось особой пышностью и великолепием. Стены украшались облицовками из мрамора и гранита, фресковыми и мозаичными росписями, роскошными предметами церковной утвари. Такой тип храма стал принадлежностью католического христианства.

На Руси широкое распространение получает крестово-купольный тип храма, имеющий в плане форму креста и завершённый в центре куполом. Такой храм стал символом христианского православия.

Успенский собор Троице-Сергиевой лавры

Итак, мы на пороге православного храма... За ним удивительный мир со своей особой историей и выразительной символикой. Здесь всё обращает на себя наше внимание. Здесь нет ни одной мелочи, ни одной детали, лишённой глубокого духовного смысла. Внешне храм напоминает очертание корабля, победоносно рассекающего волны житейского моря, несущегося в вечность...

Внутренний вид православного храма

Во внешнем облике храма мы обратим внимание на количество венчающих его куполов. Оно строго символично. Первоначально на Руси храмы имели одну главу, что означало Единого Бога. Позднее стали возводить храмы с несколькими куполами. Три главы символизируют Святую Троицу, пять куполов — Христа и четырёх евангелистов, семь глав — семь священных таинств Церкви, девять ставится по числу ангельских чинов, тринадцать символизируют Христа и двенадцать апостолов. Число глав могло доходить и до тридцати. Так, например, Преображенская церковь Кижского погоста в Карелии имеет 22 главы, а общее количество глав трёх основных соборов в Кижах составляет 33 и соответствует числу лет земной жизни Иисуса Христа.

Форма купола также имеет символический смысл. Более древняя шлемовидная форма купола напоминала о доблестных воинах и богатырях — защитниках Отечества. Луковичная символизировала пламя свечи. Не менее знаменателен и цвет купола. Золотые купола главных храмов, посвящённых Христу или двунадесятым праздникам, — символ небесной славы. Синие купола со звёздами посвящены Пресвятой Богородице и напоминают о рождении Христа от Девы Марии. Зелёные купола посвящались Троице и символизировали цвет Святого Духа. Храмы, посвящённые святым, увенчаны куполами зелёного или серебряного цвета.

С XVII века на Руси стали возводить шатровые храмы с восьмигранным остроконечным завершением. Самым замечательным сооружением этого типа стала церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой.

Над входом в храм, а иногда рядом с ним строилась колокольня или звонница.

Медленно поднимемся по ступеням, ведущим к дверям храма, и войдём в его притвор, знаменующий начальную ступень духовной жизни человека. Раньше здесь находились христиане, отлучённые за тяжкие грехи от Святого Причастия. Они смиренно просили входящих помолиться за них с надеждой на милость Божию.

      Заходил я в притвор и смиренно в дверях становился,
      И смотрел в глубину, погружённую в сумрак на треть.
      Замирала душа, и дрожало свечное мерцанье,
      А гремящие хоры свергали волну за волной.
      И всё чудилось мне, что ступил я в предел Мирозданья,
      И что вечность сама возжигала огни предо мной...

/Н.Тряпкин/

Да, здесь всё поражает необычностью и внутренней значимостью. Взор устремляется вперёд, к царским вратам, распахнутым во время богослужения. В их освещённом проёме вы видите образ Спасителя, облачённого в белые, сверкающие одежды.

Главная часть храма — это алтарь, где на престоле находятся святые реликвии. С правой стороны алтаря расположилась ризница, в которой хранятся священные одежды, церковные сосуды и книги, используемые во время богослужения. От средней части храма алтарь отделяется иконостасом. Возвышение, на котором находятся алтарь и иконостас, значительно выступает вперёд, в среднюю часть храма. Оно называется солеей. В середине солеи находится амвон — место, откуда священник читает Евангелие и произносит проповедь. По краям солеи расположены клиросы — места для чтецов и хора. Иногда в одном храме бывает несколько алтарей, называемых приделами. Они освящены в память каких-либо событий или в честь определённых святых.

Пагода в Киото. Япония

Далее познакомимся с традиционными буддийскими храмами. Для этого отправимся в Юго-Восточную Азию, на остров Ява в Индонезии, где наиболее полно представлены традиции буддийской храмовой архитектуры. В центральной части острова находится один из крупнейших памятников буддизма — Борободур, что в переводе означает «множество Будд». Храм расположен на вершине холма, поэтому хорошо виден издали.

Минарет Кутб-Минар. Индия

Храмовые постройки Борободура представляют собой кубические сооружения, увенчанные пирамидальным покрытием. Борободур состоит из девяти частей: из прямоугольного основания, пяти квадратных террас и трёх круглых ярусов, нанизанных на одну ось, как кольца игрушечной пирамидки. Но только непосвящённым этот храм представляется нагромождением круглых и квадратных террас. Паломники, приходившие сюда ещё в VIII-IX веках за помощью и утешением, видели во всём нечто большее.

Храм Борободур воспринимался как центр мира, в котором находится дом Будды. Все его постройки и декоративное убранство имели символический смысл, отражающий представления верующих об устройстве мироздания. Посмотрите на план Борободура и вы заметите круги внутри нескольких квадратов. Древние мудрецы считали, что мир держится на равновесии добра и зла, неба и земли. Квадрат воспринимался знаком земли, а круг — знаком неба. Таким образом, круг, вписанный в квадрат, символизировал Вселенную.

Более того, Борободур связан с идеей ступенчатого восхождения наверх, то есть с буддийским учением о священном пути к просветлению. Паломники, преодолевая путь по открытым галереям, расположенным на разных уровнях, обретали различную степень такого просветления. Цель их восхождения к вершине — посещение ступы — колоколообразной башни со шпилем без каких-либо внутренних помещений. Скульптура и рельефы, украшающие этот памятник, также призваны были воплощать буддийское «постижение истины». В них воспроизведены многочисленные сцены из земной жизни Будды, а поэтому в целом Борободур воспринимается как грандиозная иллюстрированная книга буддизма.

Бободур. Фрагмент храма. Индонезия

В X-XI веках Борободур был заброшен, на много лет это «восьмое чудо света» поглотила пышная тропическая растительность. Лишь в 70-е годы XX века по инициативе ЮНЕСКО Борободур отреставрировали. И вновь он обрёл множество паломников и посетителей со всех концов света.

Не менее примечательны культовые постройки ислама. Основной храмовой постройкой мусульман является мечеть (от араб. — «место для совершения земных поклонов»). Первоначально к зданию мечети не предъявляли особых требований. Необходим был лишь открытый, огороженный широкий участок, где молящиеся, разместившись поперечными рядами, обращались лицом в сторону Мекки. В мечети не должно было быть объектов поклонения и изображения живых существ.

Со временем сооружение мечети потребовало выполнения многих условий. С VII века сложился тип колонной арабской мечети, напоминающей крепость, окружённую глухими стенами, в которой намечены входы. Богослужение осуществлялось внутри открытого квадратного или прямоугольного двора, обнесённого арочными галереями.

Внутри мечети в одной из стен располагался михраб, то есть ниша, обозначающая направление в сторону Мекки. Лицо молящегося обращено именно в эту сторону. Стоять перед михрабом означало стоять перед лицом самого Бога. Справа от михраба воздвигался минбар — место на возвышении, предназначенное для проповедей священника. Пол мечети, на котором сидели мусульмане, застилался коврами или тростниковыми циновками.

С самого начала мечеть являлась не только молитвенным, но и общественным зданием. В первые столетия существования ислама рядом с резиденцией правителя строили так называемые соборные мечети, в которых хранили казну и важнейшие документы. Здесь объявляли указы, вели судебные разбирательства. До X-XI веков в них преподавали различные религиозные дисциплины, а иногда они служили местом ночлега для странствующих паломников. Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном — арочным порталом больших масштабов. Вход в мечеть надлежало всегда держать открытым, так как это означало вступление в пределы счастья, то есть во владения Аллаха.

Большая мечеть Омеянидов. Дамаск. Сирия

С конца VIII века рядом с мечетью стали возводить минареты (от араб. — «маяк») — башни, с верхней площадки которых священник (муэдзин) пять раз в день созывал верующих на молитву. Мечеть может иметь несколько минаретов, но их число не должно превышать количество минаретов в священной Мекке (то есть должно быть не более восьми). Таким образом, минарет и мечеть составляют единый архитектурный ансамбль. Если же минарет стоит отдельно, то ему дают своё название.

Например, минарет Кутб-Минар («мощь ислама») в Индии имеет второе название — Башня Победы. Чрезвычайно строгий по архитектуре, он достигает в высоту 73 метров, а диаметр его основания равен 16 метрам. Минарет опоясан пятью ярусами балконов и украшен орнаментальными росписями. По направлению вверх ярусы постепенно уменьшаются как по высоте, так и в диаметре, что ещё в большей степени подчёркивает его устремлённость вверх, в небо. Над третьим ярусом в красный песчаник, основной строительный материал, вделаны полосы белого мрамора, придающие ему особую нарядность и праздничность. До сих пор Кутб-Минар считается одним из самых красивых и высоких сооружений исламского зодчества.

В подобный архитектурный комплекс нередко входят и медресе — мусульманские учебные заведения. От мечети они отличаются тем, что галереи двора делятся на небольшие помещения — худжры, в которых проживают семинаристы. Медресе Улугбека и Шир-Дор в Самарканде (Узбекистан) — жемчужины архитектуры Средней Азии. Выходящий на площадь фасад здания украшает грандиозный портал с расположенными в глубине дверями. Портальная ниша и дверь открывают путь в глубину пространства, а высокая стена фасада заставляет входящего сюда остановиться в почтительном изумлении перед величием и красотой здания. Цветной узорный покров главного фасада медресе скрывает глухость и тяжесть стен, придавая ему лёгкость и нарядность. По углам всего ансамбля возвышаются четыре стройных минарета.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru