Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

15.1. Искусство византийской мозаики

Мозаика — вид изобразительного искусства, возникший в эпоху античности. Древние греки называли мозаиками картины, посвящённые музам, а так как музы вечны, то вечными должны быть, по их представлениям, и эти картины. Вот почему их писали не краской, а набирали из кусочков специального стекла — смальты. Дальнейшее развитие искусство мозаики получило в Древнем Риме, где оно использовалось по преимуществу в декоративном убранстве домов. В Риме, Помпеях и Геркулануме были открыты мозаики, украшающие стены, потолки и полы домов, с изображениями странствующих актёров, обитателей морского дна, дерущихся петухов, кошки с куропаткой в зубах...

Мировую известность приобрели мозаики Византии. Используя античную технологию их изготовления, византийские мастера нашли и свои, оригинальные способы их создания. Кусочки матовой или прозрачной смальты с тончайшей золотой прокладкой а иногда каменные кубики различной формы и величины закреплялись в связующей основе под разным наклоном. Это позволяло проникающим лучам солнца или свету зажжённой свечи вспыхивать, отражаться золотом, пурпуром и синевой. Мозаичисты Византии пользовались всем богатством красочной палитры. Им хорошо были знакомы цвета различных оттенков и степени интенсивности: от бледных и нежных, приглушённых и тусклых до ярких и насыщенных.

Изображения на стенах храмов рассказывали об основных событиях и личностях христианской истории, они переносили мысли и чувства верующих в особый, сверхчувственный мир христианской веры. Многочисленные изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного Писания и прославление власти императора становятся излюбленными темами и сюжетами византийских мозаик. Их золотой фон также имел особый смысл. Во-первых, он воспринимался как символ богатства и роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких цветов, поскольку создавал вокруг изображённых фигур эффект немеркнущего, священного сияния.

Если светлый фон античной мозаики позволял передавать пространство, создавал иллюзию реальности, то золотой фон византийских мозаик фантастическим образом преображал это реальное пространство. Дело в том, что золотой фон в сочетании с вогнутой или сферической поверхностью создавал своеобразный «эффект присутствия», рождал у зрителей ощущение сопричастности к изображённому.

Неровные, мерцающие поверхности мозаик включались в игру светотени, наполняя интерьер ещё большей таинственностью. Глубокие, насыщенные цвета мерцающих мозаик вызывали у зрителя ощущение свершающегося на их глазах чуда. Даже на большом расстоянии отдельные кубики смальты были хорошо различимы, а это в свою очередь позволяло связать воедино живопись и архитектуру. Как цветной ковёр, повторяя каменную кладку стены, мозаика покрывала стены, своды и потолки храмов. Она сливалась с богатейшей резьбой и мраморной облицовкой стен.

Император Юстиниан со свитой. Мозаика. Равенна. Италия

Лучше всего сохранились мозаики Равенны — небольшого города на севере Италии. В храме Сан-Витале (VI в.) представлены цветные мраморные облицовки, сменяющиеся позолотой мозаик. На одной из них запечатлён торжественный выход императора Юстиниана со свитой. Главная фигура императора находится в центре композиции. Она отмечена богатством и роскошью цветных одежд, золотым кругом — священным нимбом вокруг головы. Он преподносит в дар церкви тяжёлую золотую чашу. Свита императора не менее величава и торжественна, каждая фигура поставлена симметрично, лицом к зрителю. Их широко раскрытые глаза выразительно смотрят прямо на нас. В повторяющихся позах фигур, в движении их рук тоже есть свой ритм. Кажется, фигуры не ступают, а как бы парят. Зеркальная симметрия правой и левой сторон композиции создаёт ощущение равновесия и покоя.

Ангел. Церковь Успения в Никее

Не менее замечательны мозаики церкви Успения в Никее (VII в.). Изображённые здесь ангелы поражают утончённым благородством облика, пристальным, как будто гипнотизирующим взглядом. Чем-то они напоминают античный идеал красоты. В роскошных нарядах придворных телохранителей они выступают на тёмно-золотом фоне алтарного свода. Подобно стражам, они попарно стоят у трона с войсковыми знамёнами в руках. Их спокойные позы естественны, а тонкие сочетания цветов, плавные переходы, сложные ракурсы рук, сквозь ладони которых просвечивает свет, делают эти фигуры особенно жизненными и привлекательными.

Вглядимся в изображение одного из самых знаменитых ангелов — «Дюнамиса», который являет собой совершенный пример «одухотворённой чувственности», величия и благородства. Трудно сказать, что именно хотел запечатлеть художник на его лице, но в любом случае оно завораживает богатством внутреннего мира, глубиной чувств и эмоций. К сожалению, мы не знаем имени художника, создавшего этот шедевр, как, впрочем, не знаем имён и других мастеров. Византийская мозаика безымянна...

Искусство мозаики из Византии пришло и к нам на Русь. Мозаичные росписи Софийского собора в Киеве и сегодня относят к подлинным шедеврам «мерцающей живописи». Но широкого распространения искусство мозаики в России не получило, лишь в XVIII веке оно было возрождено М.В. Ломоносовым. В 1752-1754 годах им вместе с учениками была создана огромная (6,5 метров в длину) мозаичная картина «Полтавская битва», на которой был запечатлён Петр Первый.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru