Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

15.3. Искусство книжной миниатюры Востока

Книжная миниатюра Востока — одно из замечательных явлений в изобразительном искусстве народов мира. Наивысшего расцвета она достигла в XIV-XVI столетиях в таких странах, как Иран, Ирак, Афганистан, Азербайджан, Турция и Индия.

В мусульманском обществе к книге всегда было особое отношение, её воспринимали и ценили как святыню и драгоценность. Книги переписывали от руки писцы-каллиграфы, в их оформлении принимали участие художники-миниатюристы. В них восхищало всё: богатство переплёта, тонкость лощёной бумаги, изящество почерка, яркая нарядность и красочность миниатюры. Стоила такая книга очень дорого, так что позволить её себе приобрести могли очень состоятельные люди, приближённые к царскому двору. Художники пользовались большим уважением и почётом. Очень часто они одновременно выполняли роль придворных историков и сопровождали султана во время военных походов.

Искусство создания книжной миниатюры — сложный и творческий процесс, требующий от художника особых навыков и мастерства. Сначала мастер должен был тщательно разгладить бумагу, вылощить её и только после этого нанести рисунок. Затем он расписывал его красками, разведёнными на яичном желтке. Прелесть миниатюры заключалась в тончайшем рисунке, многокрасочности и яркой насыщенности цвета, в выразительности движений фигур, в изысканной простоте и чёткости прорисовки пейзажа и архитектурных сооружений. Книжная миниатюра, как и восточная поэзия, по словам немецкого поэта И.В. Гёте ведёт нас «через весь мир путём сравнений и поэтических образов, путём сопоставления и нагромождения близких предметов».

Искусство книжной миниатюры условно и декоративно. В ней отсутствует светотень, она не знает перспективы. Изображение человека передаётся плоскостно, более чётко прорисовываются силуэты крупных фигур. Художники не стремились к передаче душевного состояния действующих лиц, взаимодействие между ними осуществляется с помощью жестов, строго закреплённых каноном. Люди, подобно цветам, любовно разбросаны по пёстрому ковру страницы книги. Как и в искусстве поэзии, в миниатюре применялся приём повторения излюбленных сюжетов, традиционных для средневекового творчества.

Книжная миниатюра к «Шахнаме». Фирдоуси

Мир восточной миниатюры — это органическое слияние реальности, вымысла и символики. Её образы праздничны, полны радости и очарования жизни. В миниатюрах воспета красота прекрасных, благоухающих цветов на лужайках, ароматы садов с экзотическими фруктами, золотое или ярко-синее небо с бегущими по нему белыми облачками. Среди жёлтых, розовых и пурпурных гор с растущими на них стройными кипарисами и пальмами, извиваются серебристые реки. Эту райскую страну населяют птицы в красочном оперении, дикие лебеди, купающиеся в озере. Особенно красива весна — время, когда вновь пробуждается к жизни природа. По словам одного из поэтов, именно весна «приносит цветы и свет. Тогда земля — яхонт, воздух — жемчуг, растения — бирюза и вода — хрусталь».

Излюбленными сюжетами восточной книжной миниатюры являются исторические легенды и народные сказания, сцены пышных царских приёмов, пиров, охоты, сражений, портреты правителей на троне или на коне.

Крупнейшим центром искусства миниатюры был афганский город Герат, где находилась уникальная библиотека-мастерская со множеством манускриптов (рукописных книг). Самым известным художником был К. Бехзад (1450-е — 1530-е), создавший утончённый декоративный язык миниатюрной живописи. Мягкий и звучный колорит его произведений, виртуозное мастерство композиций, красота и музыкальность линий, глубокое проникновение в духовный мир образов отличают творческую манеру художника. Современники говорили, что его талантливая кисть не знает себе равных на Востоке.

К. Бехзад. Портрет Шейбани-хана. Книжная миниатюра

Особую славу ему принесли миниатюрные портреты правителей. На одном из них представлен основатель узбекского государства Шейбани-хан (около 1507), подчинивший своей власти и Герат. В этом портрете особенно проявился талант Бехзада — блистательного рисовальщика, колориста и тонкого психолога. Весь лист миниатюры занимает крупная фигура хана, уверенно сидящего, скрестив ноги, на красном ковре на фоне чёрной диванной подушки. Он запечатлён в неподвижной и величественной позе, исполненной внутренней силы и могущества. Его лицо спокойно, губы плотно сжаты, он внимательно и пристально смотрит куда-то вдаль. Перед ним на полу разложены чернильница, книга, перо и прочие атрибуты правителя, покровительствующего наукам и искусству. Возвеличиванию властелина служат и две каллиграфические надписи — единственные узорные украшения портрета.

И тем не менее в портрете угадывается жестокий и властолюбивый хан, разграбивший и покоривший родной город художника. Декоративно-цветовая гамма и особая композиция позволяют избежать прямой и откровенной характеристики персонажа, вряд ли вызывавшего почтение и уважение автора этой миниатюры.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru