Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

18.3. Искусство индийского танца

Существует мнение, что родиной танца является Индия. Так ли это на самом деле? Трудно сказать с полной уверенностью, но во всяком случае учёные-языковеды прослеживают происхождение слова «танец» от санскритского (древнейшего индийского литературного языка, являющегося основой языков индоевропейской группы) — «танди», «тандава», что означает «бить», «хлопать». Отсюда немецкое «Tanz», английское «dance» и русское «танец».

Индийский танец действительно зародился в глубокой древности, что подтверждают археологические раскопки в городах Мохенджо-Даро и Хараппе. Обнаруженная в руинах одного из городов хрупкая фигурка танцовщицы — самое раннее произведение искусства на эту тему. Она стоит в кокетливой позе, подбоченившись и выдвинув вперёд левую ногу. Девушка только что закончила свой зажигательный танец и теперь внимательно прислушивается к музыкальным аккордам. Пройдёт мгновение, и она вновь закружится в стремительном вихре танца.

Согласно легендам, танец был порождён богом Шивой — космическим царём танцев. Считалось, что между земными людьми и Шивой божественная связь осуществляется именно через искусство танца. Пути его развития можно проследить по множеству скульптур и картин в храмах и усыпальницах страны. Изысканные изображения небесных танцовщиц — апсар сохранили росписи пещерного храма в Аджанте, а божественные якшини, олицетворяющие силы природы, украшают ворота ступы в Санчи и т. д. При сооружении храмов архитекторы предусматривали специальные площадки или залы для исполнения танцев. Так, в храме Солнца в Конараке есть огромный зал Танца, стены которого украшают резные фигуры танцовщиц и музыкантов. Каменные танцоры Конарака отличаются особым изяществом и пластичностью, они великолепно передают характер и форму движения.

Система индийского классического танца — одна из интереснейших в мире. Основные её положения были изложены ещё в древнем трактате (то есть научном сочинении) «Натьяшастра», который стал подлинной энциклопедией театрального и танцевального искусства. Исполнителям предписывались жёсткие правила: специальные виды походок, жестов, поз и мимики. Но главным требованием было личное сопереживание и вдохновение танцующего.

      Куда движется рука, туда должен следовать и глаз,
      Куда движется глаз, туда должен следовать и разум,

— так гласило древнее правило. Все танцы должны быть построены на передаче девяти основных эмоций: счастья, гнева, отвращения, страха, печали, отваги, сострадания, удивления и умиротворения.

Ещё в древности сложился танцевальный язык жестов танцора — мудра, который насчитывал 37 положений кистей рук, 13 — головы, 9 — шеи, 10 — тела, 36 — глаз. С помощью многочисленных условных комбинаций танцовщик рассказывал целую историю, вполне понятную зрителям. Богатая мимика не только дополняла монологи актёров, но и передавала тончайшие оттенки настроения. Движениями одной или двух рук танцующий создавал удивительный мир художественных образов, восходящий к народным традициям. На языке танца можно было передать состояние природы (дождь, грозу, ветер), время года и суток (весну, осень, ночь, утро, вечер), фон или место, где происходит действие (гору, лес, берег реки) и т. д.

Искусство индийского танца имеет синтетический характер, оно включает в себя музыку, поэзию, драматическое искусство и пантомиму. Более того, оно связано с живописью, скульптурой и архитектурой. Искусство индийского танца требовало многих лет обучения и тренировки, а поэтому оно всегда было занятием профессионалов. В индийском обществе танцоры и музыканты пользовались особым уважением и почётом. Вплоть до начала XX века танец являлся составной частью храмовых обрядов, но постепенно он начал утрачивать своё ритуальное значение и приобрёл придворный, светский характер.

Современный индийский танец невозможно представить без эффектных и красочных костюмов с огромным количеством богатых украшений. На руках танцовщицы — золотые браслеты и цепочки, в волосы вплетены золотые заколки и цветы, голову охватывает изящный обруч, на груди — ожерелье с подвеской, на ногах — браслеты и колокольчики. Шёлковое сари с традиционным орнаментом, вышитым золотой нитью, обеспечивает полную свободу движений (раньше танцовщица обматывала вокруг тела около шести метров тяжёлой материи).

В настоящее время в Индии существует множество разновидностей классических танцев, но в целом все они имеют сходные черты, представляют собой удивительное по красоте зрелище и доставляют зрителям истинное эстетическое наслаждение.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru