Учебник для 3 класса

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

       

Разнообразие животных

Животные... Кого ты представляешь себе, как только слышишь это слово? Может быть, своего верного четвероногого друга — собаку? А может быть, белочку или красавца-оленя? А что, если кто-то уже представил себе пёстрых бабочек и мохнатых шмелей, летающих над лугом? Всё это I представители замечательного царства животных.

Наука о животных называется зоологией. Это ещё один раздел биологии.

  • Используя свои знания и рисунок учебника, докажи, что животные удивительно разнообразны.

Учёные-зоологи делят царство животных на большое число групп. Познакомимся с группами животных и найдём их представителей на рисунках.

Черви. Ты хорошо знаешь дождевого червя. На свете много и других червей. Некоторые из них, например пиявки, живут в водоёмах.

Моллюски имеют мягкое тело, которое у многих из них защищено раковиной. К этой группе животных относятся двустворчатые моллюски (ребята часто называют их ракушками), улитки, слизни, осьминоги, кальмары.

Иглокожие — это морские звёзды, морские ежи, морские лилии и морские огурцы.

Ракообразные — это раки, крабы, креветки.

Паукообразные — это пауки, скорпионы, сенокосцы. Все они имеют восемь ног (четыре пары).

Насекомые — животные, у которых шесть ног (три пары). К ним относятся жуки, бабочки, стрекозы, пчёлы, мухи и многие другие.

Рыбы — водные животные, тело которых покрыто чешуёй. Передвигаться им помогают плавники. С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворённым в воде.

Земноводные — животные, у которых кожа голая, нежная. К земноводным относятся лягушки, жабы, тритоны. Часть жизни они проводят на земле (то есть на суше), а часть — в воде, за что и получили своё название.

Пресмыкающиеся, или рептилии, — животные, тело которых покрыто сухими чешуйками, а у некоторых ещё и панцирем. К пресмыкающимся относятся ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Всю жизнь эти животные ползают — пресмыкаются.

Птицы — животные, тело которых покрыто перьями.

Звери, или млекопитающие, — животные, тело которых покрыто шерстью. Своих детёнышей они выкармливают молоком.

  1. Придумайте задание на классификацию животных. Предложите его ребятам других групп. Оцените их ответы.
  2. В каждой группе животных много видов. Рассмотрите рисунок. На нём показаны следующие виды птиц: синица большая, поползень обыкновенный, воробей домовый. Названия, состоящие из двух слов, учёные дают всем видам животных. Животные разных видов заметно отличаются друг от друга, а животные одного вида очень схожи. Посчитайте, сколько на рисунке птиц каждого вида. Сколько всего птиц показано? Проверьте себя на «Страничках для самопроверки» (9).

  1. Прочитайте текст. Используйте эту информацию при характеристике групп животных.

    Учёным известно более 1 миллиона видов животных. Больше всего среди них насекомых. Рыб известно 20000 видов, земноводных — 4700, пресмыкающихся — 8000, птиц — 9000, зверей — 5000.

  2. Определите с помощью атласа-определителя животных, изображённых на рисунках учебника.

Проверь себя

  1. Перечисли группы животных, с которыми мы познакомились на уроке.
  2. Назови 1 — 2 представителей каждой из изученных групп животных.
  3. Как ты понимаешь, что такое виды животных? Приведи примеры.

Учёные делят царство животных на большое число групп. Среди них черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. В каждой из этих групп множество видов.

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие.
  2. Поиграйте с друзьями: пусть кто-то из вас называет группу животных, а другие — её представителей.
  3. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «История с пиявкой». Что можно сказать об отношении большинства людей к этим животным? Заслуживают ли они такого отношения?
  4. Приведи примеры (устно) животных разных групп, которые встречаются в вашем крае.

На следующем уроке

Узнаем об особенностях питания разных животных, о том, что такое цепи питания. Будем учиться моделировать цепи питания, обнаруживать признаки приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов.

Вспомни, что необходимо животным для жизни. Каких ты знаешь животных, которые питаются растительной пищей? Каких ты знаешь хищных животных? Приходилось ли тебе наблюдать, как животные защищаются от врагов?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru