Учебник для 3 класса

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

       

Размножение и развитие животных

  1. Выберите группу животных и проследите по рисункам учебника, как размножаются и развиваются эти животные.
  2. Информацию, полученную с помощью иллюстраций, дополните сведениями из текста учебника.
  3. Подготовьте классу сообщение о размножении и развитии животных выбранной группы.
  4. На основе сообщений других ребят сравните размножение и развитие разных животных (найдите сходство и различия).

Размножение и развитие насекомых

Бабочка-крапивница откладывает яйца на крапиву. Из яиц вылупляются личинки. Личинки бабочек называются гусеницами. Они совсем не похожи на взрослых бабочек. Гусеницы питаются листьями крапивы, быстро растут, а потом превращаются в неподвижных куколок. Пройдёт немного времени, и из каждой куколки появится взрослая бабочка.

Не у всех насекомых могут быть куколки. Например, куколок нет у кузнечиков. Их личинки очень похожи на взрослых кузнечиков, только совсем маленькие и не имеют крыльев. Подрастая, каждая личинка несколько раз сбрасывает шкурку. Когда это происходит в последний раз, из шкурки выходит уже взрослое насекомое — большое и с крыльями.

Размножение и развитие рыб, земноводных и пресмыкающихся

Весной самки рыб вымётывают в воду икру. Из икринок появляются мальки, которые похожи на взрослых рыб, только очень маленькие. Мальки питаются, растут и постепенно становятся взрослыми животными.

Весной в пруду, реке, озере слышны громкие голоса лягушек и жаб — настоящие концерты! В это время самки лягушек и жаб откладывают в воду икру. Через несколько дней из икринок выходят головастики, которые больше похожи на маленьких рыбок, чем на взрослых земноводных. Головастики живут в воде, питаются, растут и постепенно превращаются во взрослых лягушек или жаб.

Самки ящериц, змей, черепах, крокодилов откладывают яйца. Из яиц вылупляются маленькие ящерицы, змейки, черепашки, крокодильчи-ки. Они растут и постепенно превращаются во взрослых животных.

Размножение и развитие птиц

Почти все птицы весной строят гнёзда. В гнёзда птицы откладывают яйца и насиживают их — согревают своим теплом.

У некоторых птиц, например у уток, из яиц вылупляются покрытые пухом, очень подвижные птенцы. Уже через день они выпрыгивают из гнезда, выводком ходят за своей матерью, плавают, ныряют и самостоятельно собирают корм.

У других птиц птенцы появляются на свет беспомощными, голыми. Они быстро растут, и им нужно много пищи. Нелегко приходится птицам-родителям — самке и самцу. Скворцы, например, приносят птенцам корм 300 раз в день, а синицы — 400 раз! Кормом служат в основном насекомые.

В конце весны — начале лета птенцы многих птиц покидают гнёзда. Хотя они уже покрыты перьями, летают ещё плохо. Питаться самостоятельно тоже пока не могут. Родители некоторое время кормят своих птенцов и защищают от врагов, пытаясь отогнать от них даже кошку или собаку!

Размножение и развитие зверей

Звери, или млекопитающие, рождают детёнышей и выкармливают их молоком.

У большинства млекопитающих детёныши рождаются весной. У лисы они живут в норе, у белки — в дупле или в гнезде на дереве, у бобра — в домике-хатке. Лисята и бельчата появляются на свет слепыми и беспомощными. А вот бобрята рождаются зрячими. Большинство зверей заботятся о своём потомстве: взрослые охраняют детёнышей, а со временем приучают их самостоятельно добывать корм.

  • Кто как развивается? Ответь устно, какие слова пропущены.

Яйцо — ... — взрослая птица. Икринка — ... — взрослая лягушка.
... — малёк — взрослая рыба. Яйцо — личинка — ... — бабочка.

По этим словесным схемам построй модели развития животных.

Проверь себя

  1. Как размножаются и развиваются насекомые?
  2. Сравни развитие рыб и земноводных, земноводных и пресмыкающихся.
  3. Что нового мы узнали о размножении и развитии птиц?
  4. Чем отличается размножение зверей от размножения всех других животных?
  5. Как заботятся о своём потомстве птицы и звери?

Большинство животных откладывают яйца или икру. Звери рождают детёнышей и выкармливают их молоком. Развиваясь, потомство превращается во взрослых животных. Многие животные-родители заботятся о своём потомстве.

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: личинка, куколка, малёк, головастик. Устно объясни значение этих слов.
  2. Изготовь модель, показывающую развитие тех животных, которые тебя особенно заинтересовали.
  3. Если представится возможность, понаблюдайте, как заботятся о своём потомстве собака, кошка, другие домашние животные. Сделайте фотографии или рисунки. Приготовься рассказать на уроке о своих наблюдениях.
  4. С помощью книги «Зелёные страницы» подготовь сообщение на одну из тем: а) как развивается божья коровка; б) как выводят потомство зяблики; в) как бобры заботятся о своих детёнышах.
  5. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Изучили», «История с головастиком». Что ты думаешь о случаях, которые описаны в этих рассказах?

На следующем уроке

Узнаем, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных. Будем учиться оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы.

Вспомни, какое значение имеют животные для растений и человека. Каких ты знаешь животных, внесённых в Красную книгу России? Какие животные вашей местности нуждаются в охране?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru