Учебник для 4 класса

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

       

Жизнь леса

  1. Рассмотрите в гербарии растения смешанного леса. Определите их с помощью атласа-определителя.
  2. По рисунку учебника познакомьтесь с разнообразием живых организмов леса. Назовите их, закрыв подписи полоской бумаги, а потом проверьте себя.

1. Ель. 2. Осина. 3. Сосна. 4. Белка. 5. Дятел. 6. Иволга. 7. Дуб. 8. Шелкопряд: бабочка и гусеница. 9. Короед. 10. Дрозд. 11. Кабан. 12. Бересклет. 13. Подосиновик. 14. Полёвка. 15. Животные почвы. 16. Лесная мышь. 17. Дождевой червь. 18. Ласка.

  1. С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в смешанном лесу.
  2. Что же такое лес? Попробуйте дать определение. Проверьте себя по тексту учебника.

Что такое лес

Каждый представляет себе лес. Но если спросить: «Что такое лес?», не каждый легко ответит. В любом лесу главные растения — деревья. Без деревьев леса не бывает. Но лес — это не только деревья. Лес — это сложное единство живой и неживой природы.

В лесу растут кустарники и травы, обитает множество животных. Есть здесь и грибы. Растения предоставляют пищу и укрытие животным, а животные распространяют плоды и семена растений. Грибы помогают деревьям расти, а для многих животных служат пищей. Мы видим, что живые организмы в лесу тесно связаны между собой, живут совместно, сообща. Все вместе они составляют природное сообщество.

Жизнь лесного сообщества зависит от неживой природы. Так, солнечный свет, воздух, вода необходимы, чтобы растения могли создать в своей чудесной «кухне» питательные вещества и накормить себя и животных.

Жизнь леса невозможна и без почвы. Здесь располагаются корни растений, грибница грибов, живёт множество мелких животных. В почве живут и совсем крошечные организмы, которых не увидишь без микроскопа,—бактерии. Они — важная часть лесного сообщества.

  • По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах вашего края.
  • Построй модель цепи питания, характерной для лесного сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если потребуется, исправь ошибку, видоизменяя модель.
  • Познакомься с планом изучения природного сообщества. Этим планом мы будем пользоваться и на следующих уроках. По этому же плану будем давать характеристику изученных природных сообществ.

План изучения природного сообщества

  1. Название сообщества.
  2. Какие организмы составляют сообщество.
  3. Экологические связи в сообществе.
  4. Значение сообщества для человека.
  5. Влияние человека на сообщество.
  6. Охрана сообщества.
  • Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе об экологических связях в сообществе леса.

Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку, которая играет большую роль в жизни леса. Под действием бактерий она постепенно перегнивает, обогащая почву перегноем. Так поддерживается круговорот веществ в лесу. Работу бактерий облегчают насекомые и их личинки, которые тоже живут в лесной подстилке и измельчают её. Измельчённые ими остатки растений перегнивают быстрее. Учёные доказали это таким опытом. В два одинаковых сосуда набрали лесной подстилки. В одном сосуде в ней были бактерии, насекомые и их личинки, а в другом — только бактерии. В первом сосуде подстилка быстро превратилась в труху и сгнила, а во втором сохранялась довольно долго.

  • По приведённому на с. 165 плану дай характеристику лесного сообщества. При раскрытии пунктов 4—6 используй знания, полученные на уроке «Лес и человек».

Обсудим!

Какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? К чему это приведёт? Что нужно делать, чтобы таких нарушений не было?

Проверь себя

  1. Что такое лес?
  2. Почему лес называют единством живой и неживой природы?
  3. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?
  4. Как обитатели леса связаны между собой?

Лес — сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы леса (растения, животные, грибы, бактерии) составляют природное сообщество.

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: природное сообщество.
  2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Лесные тропинки», «В лес по ягоды», «Пожалейте берёзы». Проанализируй своё поведение в природе: были ли поступки, за которые тебе стыдно, или такие, которыми ты гордишься.
  3. Понаблюдайте за жизнью леса. Воспользуйтесь атласом-определителем для распознавания его обитателей.

На следующем уроке

Познакомимся с природным сообществом луга, сравним луг и лес. Будем учиться правильно вести себя на лугу.

Вспомни свои наблюдения на лугу. Какие растения и животные там живут? Чем луг отличается от леса?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru