Учебник для 4 класса

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

       

Жизнь луга

  1. Опишите луг по фотографии.

  1. Рассмотрите в гербарии растения луга. Определите их с помощью рисунка и атласа-определителя.

1. Тысячелистник. 2. Нивяник. 3. Мышиный горошек. 4. Мятлик. 5. Тимофеевка. 6. Лисохвост.

  1. С помощью рисунка познакомьтесь с животными луга. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв полоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.

1. Трясогузка. 2. Цветочные мухи. 3. Гусеница махаона. 4. Махаон. 5. Шмель. 6. Перепел. 7. Голубянка и ее гусеница. 8. Пчела. 9. Дождевой червь. 10. Кобылка. 11, Кузнечик. 12. Полёвка. 13. Коростель. 14. Шмель в гнезде. 15. Навозник обыкновенный и его норка.

  1. По этому рисунку расскажите об экологических связях на лугу.

Природное сообщество луга

На лугу очень красиво и интересно. Нужно только внимательно понаблюдать. Луг, как и лес, — сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы луга образуют природное сообщество.

В отличие от леса, на лугу главные растения — травы. Крупные животные на лугу не живут — им негде прятаться. Зато очень разнообразны насекомые. На цветках — пчёлы, шмели, бабочки, цветочные мухи. Они кормятся нектаром, опыляют цветки. Многие цветочные мухи похожи на пчёл или ос. Сходство с жалящими насекомыми защищает безобидных мух от врагов. В зелени трав — питающиеся растениями гусеницы бабочек. Со всех сторон доносится стрекотание незаметных в траве кобылок и кузнечиков.

На лугу можно встретить жаб, ящериц. Они питаются насекомыми. Насекомые являются основной пищей и для луговых птиц — перепела, коростеля, трясогузки. Перепел и коростель взлетают редко, в основном бегают по земле. Своё присутствие перепел выдаёт песенкой «пить-полоть», а коростель — громким скрипучим криком «дёрг-дёрг». Легко узнать трясогузку: она постоянно потряхивает хвостиком, за что и получила своё название. Свои гнёзда эти птицы устраивают на земле среди травы.

На лугу живут полёвки и мыши, которые, как ты знаешь, питаются растительной пищей.

Растут на лугах и грибы: опёнок луговой, шампиньон, дождевики. В луговой почве много червей и, конечно же, почвенных бактерий.

Жизнь лугового сообщества, как и лесного, невозможна без неживой природы и почвы. На лугу происходит круговорот веществ с участием растений, животных, грибов, бактерий.

Луга и человек

Луга украшают родной край. Пройди по лугу в тёплый солнечный день. Полюбуйся чудесными цветами, бабочками. Послушай гудение шмелей, пчёл. Как важно оберегать красоту луга, охранять жизнь всех его обитателей!

Бывает, что ребята рвут на лугах цветы, ловят бабочек, разоряют гнёзда шмелей. Но разве не жалко губить цветы и замечательных, красивых насекомых? К тому же без бабочек и шмелей у многих растений не произойдёт опыления — не будет плодов и семян. Некоторые виды шмелей внесены в Красную книгу России!

Иногда ребята уничтожают на лугу гусениц, считая их вредными. Не нужно этого делать! Большинство гусениц никакого вреда человеку не приносят. Зато в каких красивых бабочек они превращаются!

Весной некоторые ребята и даже взрослые поджигают на лугах сухую прошлогоднюю траву. Не делайте этого! Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают подземные части многих растений, и эти растения исчезают с лугов. Погибают в огне божьи коровки, гнёзда шмелей, птиц. Кроме того, почва становится менее плодородной. Ведь отмершая трава должна попасть в почву и превратиться в перегной, а если её сжечь, этого не произойдёт.

Луга имеют большое значение для сельского хозяйства. На лугах пасут домашних животных и заготавливают сено.

  • По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются на лугах вашего края.
  • Построй модель цепи питания, характерной о для лугового сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если потребуется, исправь ошибку, видоизменяя модель.
  • По приведённому ранее плану дай характеристику лугового сообщества вашего края.

Обсудим!

  1. Сравните лес и луг.
  2. Приведите примеры правильного и неправильного поведения людей на лугу. Как по вине человека могут нарушиться экологические связи в луговом сообществе?
  3. Сравните схемы. Как должна двигаться косилка при скашивании трав: от краёв луга к центру или от центра к краям? Объясните причину.

Проверь себя

  1. Чем луг сходен с лесом, а чем отличается от него?
  2. Какие организмы составляют луговое сообщество?
  3. Как нужно вести себя на лугу?

Луг — сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы луга (растения, животные, грибы, бактерии) составляют природное сообщество. К лугу и его обитателям нужно относиться бережно.

Задания для домашней работы

  1. В тёплое время года понаблюдайте за жизнью луга. Воспользуйтесь атласом-определителем. Постарайтесь подметить экологические связи в луговом сообществе. Например, проведите на лугу наблюдения за насекомыми-опылителями: какие это насекомые, на какие цветки прилетают, сколько цветков облетает бабочка или шмель за 1 минуту.
  2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Горит трава». Найди в нём доказательства того, что не нужно поджигать старую сухую траву.
  3. С помощью учебника составь в рабочей тетради памятку «Как вести себя на лугу». К правилам поведения нарисуй условные знаки.

Странички для любознательных

Насекомые-санитары

Есть на лугу очень интересные насекомые-санитары: жук-навозник (1) и жук-могильщик (2). Жуки-навозники уносят в свои норки помёт животных, питаются им сами и запасают его для своих личинок. Жуки-могильщики закапывают в почву мёртвых птиц и зверьков. Это пища для взрослых жуков и личинок. Если насекомых-санитаров достаточно, они содержат луг в образцовой чистоте!

На следующем уроке

Познакомимся с природным сообществом пресных вод. Будем учиться бережному отношению к водным растениям и животным.

Вспомни, по своим наблюдениям, какие растения и животные встречаются в воде и у воды. Что интересного в их строении и образе жизни тебе удалось подметить?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru