Учебное пособие

ОСНОВЫ ДИЗАЙНА

       

2.2.1. Свойства восприятия

Восприятием называют процесс отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в ходе их непосредственного воздействия на органы чувств, а также создание чувственного образа предмета или явления, возникающего в процессе такого отражения. Зрительное восприятие на девяносто процентов обеспечивает человека всей получаемой информацией. Визуальные образы "интернациональны", они позволяют легко преодолевать языковый барьер. Запоминаемость зрительной информации выше, чем любой другой; нередко даже словесная информация откладывается в виде образов.

Зоны активности и направления. Особенности восприятия человека таковы, что, изучая объект, например: белый лист бумаги, наш взгляд начинает движение из верхнего левого угла, двигаясь вправо до упора; затем вниз широким лучом между вертикалью из левого верхнего угла в левый нижний, захватывая диагональ, проходящую через центр листа из верхнего правого угла в левый нижний (тот же принцип - чтение слева-направо, сверху-вниз). Далее из левого нижнего угла взгляд возвращается более широко по всей площади в левый верхний угол и вновь движение повторяется по той же траектории, но движение становится более витиеватым, изучающим мелкие детали (рис. 27).


Рис. 27. Движение взгляда по листу бумаги

В результате, в первую очередь и наиболее тщательно изученной являются зоны верхней левой четверти листа и центр; верхняя часть плоскости более изучена, чем нижняя; зрительно центр листа смещается вверх. Наименее изученным является нижний правый угол, его изучение требует дополнительных усилий - необходимо специально направить взгляд в эту зону. Таким образом, пустой лист имеет зоны активности. На рис. 27 зоны активности пронумерованы «в порядке убывания», т.е. более активные зоны имеют больший номер.

Кроме активности зон выделяются преобладающие направления:

  • активные (начало) - горизонталь вверху, вертикаль слева, диагональ снизу/слева вверх/вправо (развитие) (рис. 28);

Рис. 28
Активные направления.

  • пассивные (завершение, ограничение) - горизонталь внизу и вертикаль справа; внизу, диагональ сверху/слева - вниз/вправо (угасание) (рис. 29).

Рис. 29
Пассивные направления.

Последовательность. Любое изображение или объект - в общем то, что находится у вас перед глазами, — состоит из деталей. По данным физиологов, при рассматривании объектов зрачок все время хаотически движется, но хаотичность эта кажущаяся. Глаз устроен так, что за один раз позволяет распознать только один образ, затем переходит к следующему и т. д., т. е. человек смотрит последовательно. При знакомстве с объектом он как бы ощупывает его взглядом. В зрительной памяти "застревают" характерные признаки, движение глаз отражает работу мысли. Глаз не обводит контуры предметов, а перескакивает от одной части изображения к другой, несколько раз повторяя один и тот же путь. Элементы изображения, по которым человек чаще всего скользит взглядом, являются смысловыми центрами. На рис. 30 приведен пример траектории движения зрачка при рассматривании профиля Нефертити.

Рис. 30
Траектория движения взгляда при рассматривании профиля Нефертити

Избирательность. Среди объектов, изображенных на любой картинке, всегда есть такие, которые приковывают внимание человека в большей степени, нежели другие. Максимум внимания среди множества предметов приковывает изображение человека или животного. Лица людей на картине значат больше, чем фигуры, а главные элементы, фиксируемые на лице, - глаза, нос, губы (рис. 30).

Свойством приковывать внимание человека обладают точки, в которых при рассматривании изображения зрачок останавливается и меняет направление. Такие точки называются точками максимальной кривизны данного участка контура. Эти точки наиболее важны для опознания фигуры. Резкие изломы линий часто используются художниками для достижения большей выразительности, для стилизации изображений. Этот прием применялся в народном творчестве при вышивке крестом и в ковровых рисунках, на нем строили свои работы кубисты, по такому же принципу рисуются пиктограммы (рис. 31).

Рис. 31.
Пример рисунков с резкими изломами линий

Реакция на движение. Зрительный аппарат устроен так, что при появлении в поле зрения движущегося объекта, взгляд почти мгновенно, через 150—170 миллисекунд переводится на него, и затем безошибочно отслеживает движение. Это свойство глаза широко используется профессиональными дизайнерами: неизменно привлекают внимание анимационная презентация, рекламные ролики, бегущая текстовая строка, движущаяся инсталляция.

Целостность. Человек способен воспринимать как части, так и все изображение в целом одновременно. Информация о форме объекта, цвете, яркости и т. д. сливается воедино в некий определенный образ. Несколько произвольных кривых линий, воспринимаемых как целое, могут создать новое неожиданное изображение, причем человек подсознательно пытается объединить элементы изображения, увидеть "смысл". Примеры подобных простых графических изображений приведены на рис. 32, вы без труда можете нарисовать любые другие. Свойство целостности восприятия лежит в основе построения любой композиции.

Рис. 32.
Пример целостного восприятия изображения

Соотносительность - особенность восприятия, выражающаяся в том, что все свойства одних предметов воспринимаются в сравнении с теми же свойствами других предметов. Если на картинке изображен только один предмет, вы, скорее всего, не сможете сказать, большой он или маленький. Следует поместить его в какую-то среду, окружить другими предметами, сопоставить размеры с известными размерами других предметов. Эмоциональное восприятие одного и того же объекта зависит от его окружения. Соотносительность позволяет усилить впечатление многоцветности изображения при использовании ограниченного числа красок: темное на светлом фоне кажется более темным и наоборот; контраст цветов усиливает их звучание. Подсознательное стремление человека сравнивать, объекты иногда приводит к глазомерным ошибкам и иллюзиям.

Иллюзорность - обманчивость зрительного восприятия. Причина оптической иллюзии лежит как в физических свойствах предмета, так и в особенностях глаза, и является следствием несовершенства органов чувств. "Мысль изреченная есть ложь!" (Тютчев), но лжет иногда и изображение, вернее. наше восприятие этого изображения.

Рассмотрим в качестве примеров графические иллюзии на изображениях. Зрительное восприятие обязательно включает в себя глазомерную оценку. Человек подсознательно отмечает равенство отрезков, их параллельность, пропорции, одинаковость фигур, даже если они повернуты относительно друг друга, и т. д. Глазомерные оценки порой бывают ошибочны, и эта ошибочность достаточно устойчива. Например, светлые предметы на темном фоне кажутся больше; это явление называется иррадацией (от латинского radiare — сиять).

На рис. 33 – 35 приведены примеры оптических иллюзий.

Рис. 33.
Иллюзия стрелок Мюллера-Лиера.
а - отрезок разделен на две равные части;
б - правая часть отрезка короче левой на 25 %.

Рис. 34.
Иллюзия разной кривизны: радиус кривизны всех дуг одинаков.

Рис. 35.
Иллюзия изменения размера объекта: внутренние окружности в обоих случаях одинаковы.

Ассоциативность устанавливает связи между отдельными представлениями, вследствие чего одно из них вызывает другое, третье и т. д. Приведем в качестве простейшего примера эмоциональное зрительное восприятие линии. При разглядывании различных линий возникают различные, вполне определенные, чувства и ассоциации. Разные формы линий, их направление, - это элементы выразительности:

  • Горизонтальные линии символизируют основательность, спокойствие, тишину.
  • Вертикальные - передают стремление вверх, рост, торжественность.
  • Спиральные - характеризуют вращательное движение, развитие.
  • Ломаные - ассоциируются с агрессивностью, неуравновешенностью.
  • Волнообразные - выражают движение различной скорости, наклонные: восходящие или активные - ассоциируются с надеждой, взлетом, подъемом; нисходящие или пассивные - вызывают чувство нестабильности, грусть, тоску, бессилие.

Образность - основанная на ассоциативности способность возбуждать в сознании художественные образы. Например, вид морской раковины вызывает в воображении океан, пучину моря. Порой объект, не виденный ранее, способствует возникновению какого-либо близкого, давно знакомого образа. Ассоциативность и образность зависят от развития человека: они тем богаче, чем выше его интеллект.

В психодиагностике используется тест Роршаха. Глядя на бесформенные пятна, человек пытается определить, напоминают ли они растения или животных, явления природы или достижения цивилизации. Появляющиеся образы зависят от формы пятна, цвета, фона. Отношение к цвету - показатель эмоционального состояния, а степень оригинальности ответов характеризует интеллект.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru