Учебник для 10-11 классов

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 40. Правописание суффиксов имён существительных

Правописание суффиксов, образующих существительные с новым лексическим значением

При помощи суффиксов имена существительные могут быть образованы от различных частей речи. Например: учить — учитель, молодой — молодость, белый — белизна, камень — каменщик и т. д.

Для правильного написания суффиксальных существительных надо знать следующие суффиксы, употребляемые для их образования.


214. От данных слов посредством суффикса -чик или -щик образуйте имена существительные со значением лица. Суффиксы обозначьте.

Учёт, выбор, сварить, резать, рассказ, пулемёт, камень, пилить, баня, барабан, стекло, править, перевоз, чеканка, подносить, смазать, водопровод, извоз, бетон, набор, фонарь, текстиль, домна, буфет, чистить, копировать, контора, тюрьма, забой, застройка, заказ, переплёт, ремонт, упаковка, проход, подписать.

215. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) -еств-, -(ин)ств-; б) -ин-, -от-, -ет-, -изн-, -ость, -есть; в) -овн-, -отн-. Если от слова можно образовать существительное с несколькими суффиксами, используйте каждый суффикс. Суффиксы обозначьте. Составьте словосочетания с образованными вами существительными.

а) Студент, человек, достойный, меньше, одинокий, большой, много, юноша, хищник, старший;

б) тесный, нищий, старый, высь, ширь, глубь, прямой, новый, быстрый, сухой, текучий, свежий, кривой, левый, правый, бедный;

в) толкать, болтать, бегать, пачкать.

216. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая суффиксы существительных. Объясните (устно) их правописание.

1) Он перевоз..ика зовёт, и перевоз..ик беззаботный его за гривенник охотно чрез волны страшные везёт. (П.) 2) Встаёт купец, идёт разнос..ик, на биржу тянется извоз..ик. (П.) 3) Побывав у заказ..иков, Лука Александрович зашёл на минутку к сестре, от сестры пошёл он к знакомому переплёт..ику. (Ч.) 4) В Нижнем буфет..ик рассчитал меня. (М. Г.) 5) По ночам вокруг дома ходили караул..ики и трещали в трещотки. (А. Н. Т.) 6) Обман..ики обманывают, а легковерные верят. (С.-Щ.) 7) На валу камен..ики таскали кирпич и чинили стену. (П.) 8) Два красил..ика несли ведро краски. (Л. Т.) 9) От судов по колеблющимся мосткам сновали груз..ики. (Купр.)

Правописание суффиксов, вносящих в существительные добавочные оттенки значения

Некоторые суффиксы служат для образования от имён существительных существительных с уменьшительным, ласкательным, пренебрежительным, усилительным оттенками значения, например: нос — носик (уменын.), глаза — глазки (ласкат.), изба — избёнка (пренебреж.), мороз — морозище, жара — жарища (усилит.). Для соблюдения норм правописания следует запомнить следующие суффиксы.


217. От данных слов образуйте имена существительные с уменьшительными суффиксами -ек, -ик, -чик или -ок. Запишите эти существительные в форме именительного падежа единственного и множественного числа. Обозначьте суффиксы существительных. Составьте четыре словосочетания, используя существительные с каждым из названных выше суффиксов.

Лист— листик, листики; орех — орешек, орешки. Бант, мост, ящик, карман, флигель, платок, горох, друг, сапог, огурец, станок, поясок, шкаф, каблук, узор, пиджак, земляк, дубок, стих, пастух, сад, листок, дождь, жук, кирпич, футляр, костюм, ножик, червяк, цветок.

218. Образуйте от данных слов существительные, используя указанные уменьшительные суффиксы. Запишите их, обозначая эти суффиксы.

1) -ец- или -иц-: хлеб, каша, мороз, книга, сюжет, метель.

2) -ечк- или -ичк-: блюдо, Ваня, Соня, семя, пуговица, мельница, Феня.

3) -ец- или -иц-: серебро, платье, пальто, строение, здоровье.

4) -оньк- или -еньк-: лиса, река, полоса, дорога, Лиза, заря.

5) -ёнк-, -oнк-, (-ин-)-к- или -к-: изба, река, черешня, яблоня, нога, басня, смородина, трещина, глаза, жемчужина, баранина, кухня, вишня.

219. От данных слов образуйте существительные с помощью следующих суффиксов: 1) -ушк-, -юшк- или -ышк-; 2) -ищ-; 3) -ишк-. Обозначьте суффиксы и окончания. Обратите внимание на зависимость окончания -о, -а или от рода существительного, а иногда от одушевлённости или неодушевлённости.

1) Доля, горе, стекло, воля, борода, зерно, трава, поляна, няня, поле, дед, соловей, солнце, перо, голова, Ваня, море, дно, детина, беседа, дядя, горло, ядро;

2) парень, сила, гора, нос, борода, голос, дом, человек, холод, жара, скука, волк, нога, рука, бас, великан, грязь;

3) город, нос, мужик, сын, пальто, вор, амбар, человек, земля, шалун, платье, забор, здоровье, ружьё, плут, завод.

220. Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте суффиксы, объясните их написание.

1) Тарантас взвизгнул, тронулся, колокольч..ки заплакали, бубенч..ки засмеялись. (Ч.) 2) Мушка была маленькая облезлая собач..нка. (Ч.) 3) Из прихожей во второй этаж вела узкая деревянная лестн..чка. 4) Штабс-капитан Полянский держал перед ней [Варей] блюд..чко с мороженым, а она кушала лож..чкой. (Ч.) 5) В течение нескольких секунд пастуш..нок и Метел..ца смотрели прямо в глаза друг друга. (Ф.) 6) Вдруг к машине подбежал парнишк.. . (Твард.) 7) Пальтишк.. надень да одеяло возьми, а то к утру холодно станет. (М. Г.) 8) Резко отделялись от тёмной зелени деревьев красноватые баше..ки и беседки, кое-где разбросанные по саду. (Т.) 9) Как осторожно бы вода моя текла и мимо хижи..ки, и каждого кусточка! (Кр.) 10) Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщете; махинищ.. такая, что в эту комнату не войдёт. А в плечищах у него была такая силищ.., какой нет у лошади. (Г.) 11) Дело под вечер зимой и мороз..ц знатный, по дороге столбовой едет парень молодой — ямщич..к обратный. (Н.) 12) Если сын чернее ночи, грязь лежит на рож..це, ясно, это плохо очень для ребячьей кож..цы. (Маяк.) 13) В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай, на столбовой дорож..ке сошлись семь мужиков. (Н.) 14) Вечно тёплая шапч..нка вся в пуху на нём, туго стянут сюртуч..нко узким ремешком. (Н.)

221. Спишите. Обозначьте суффиксы существительных с пропущенными буквами.

1) Каждый куст..к, каждая берёзка радовались нам. (Исак.) 2) Темна ноч..нька, не спится. (Ес.) 3) Топот дворника доносился то справа, то слева, и мальч..к бросался то вперёд, то назад. (Купр.) 4) Ой ты, песня, пес..нка девичья. (Исак.) 5) Ты не плачь, мой лебедёноч..к, не сетуй. (Ес.) 6) Спи, мой воробыш..к, спи, мой СЫНОЧ..К, спи, мой звоноч..к родной. (Исак.) 7) И играет зайч..к солнца в рыжеватой бороде. (Ес.) 8) Он [Ваня] выставил своё свежее лич..ко из-под рогожи, опёрся на кулач..к и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза. (Т.)

222. Прочитайте. Определите стилистическую принадлежность текста и его тему. Выразите своё отношение к проблемам, поднятым автором. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сделайте морфологический разбор выделенных существительных.

Память — одно из важнейших свойств любого бытия: материального духовного человеческого...

Памятью обладают отдельные р..стения камень на котором остаются сл..ды его пр..исх..ждения и движения в ледниковый п..риод ст..кло в..да.

Память вовсе не механична. Это важнейший творческий проце.. . Запоминается то что нужно путём памяти накапливается добрый опыт образуется традиция создаются трудовые навыки.

Память противостоит уничтожающей силе времени. Принято делить время на прошедшее настоящее и будущее. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее а будущее как бы предугадывается настоящим соединённым с прошедшим. Память — пр..од..ление времени смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» это прежде всего человек неблагодарный безответственный а следовательно и неспособный на добрые бескорыстные п..ступки.

Безответственн..сть рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек совершающий недобрый п..ступок думает что п..ступок этот не сохранится в памяти его и в памяти окружающих. Сов..сть это память к которой присоединяется моральная оценка совершённого...

Память основа сов..сти и нравственн..сти основа культуры, память одна из основ п..эзии эстетического понимания культурных це..остей. (Д. Лихачёв)

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru