|
|
Учебник для 6 класса РУССКИЙ ЯЗЫК19. Устаревшие слова
В отличие от грамматики и фонетики лексика нашего языка с течением времени меняется довольно быстро. Одни слова выходят из общего употребления, другие, наоборот, появляются в нём. Так среди обиходных появляются слова устаревшие и новые.
Устаревшие слова могут быть двоякого рода. Одни выходят из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений. Такие устаревшие слова называются историзмами (см. на картинке: кафтан, веретено, треуголка). Другие слова выходят из употребления в силу того, что вытесняются словами, с точки зрения говорящего, более точными и удобными: ветрило (парус), чело (лоб), рыбарь (рыбак), глас (голос) и т. д. Такие устаревшие слова называются архаизмами. В отличие от историзмов они всегда имеют современные синонимы. Устаревшие слова, часто встречающиеся в художественных произведениях, помещаются в толковых словарях с пометой устар. (что значит устаревшее). 84. Прочитайте. Почему третьеклассники не смогли правильно объяснить значение этих слов? Что же в действительности обозначают эти слова? См. «Толковый словарь». • Выпишите слова с выделенными орфограммами и объясните их выбор. Однажды на уроке русского языка в третьем классе учительница подошла к доске и написала2 несколько слов, которые были широко распространены в русском языке 60—70 лет тому назад. Ребятам было предложено дать объяснение каждому из этих слов. Вот некоторые из их ответов. Барышник — «дядя, который не работает, а ухаживает за барышнями». Приказчик — «тот, кто издаёт приказы». Лапотник — «медведь, у которого болят лапы». Смешно, не правда ли? (Ю. Откупщиков.) 85. Художника попросили нарисовать древнерусского воина. По рассеянности он кое в чём перепутал прошлое и настоящее. Какие ошибки допустил художник? Что он должен был нарисовать? Какие устаревшие слова вы употребили в своём ответе?
Для того чтобы точнее рассказать о жизни людей в прошлом, писатели используют в своих произведениях устаревшие слова. 86. Прочитайте отрывок из книги «Юность полководца» об Александре Невском (XIII век). Озаглавьте текст. Назовите в нём устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? • Выпишите слова с выделенными орфограммами. С утра оба княжича*, Фёдор и Александр, рано пришли в свою1 светлицу, где их уже поджидал иеромонах Варсонофий со старой книгой псалтыри*. Усевшись за стол и водя деревянными указками по строкам, оба мальчика стали нараспев читать. Косой луч утреннего солнца, пробившись сквозь оконце с заморскими2 цветными стёклышками, яркими пятнами падал на пожелтевшие страницы большой книги. Когда чтение окончилось, Варсонофий положил перед мальчиками по небольшому листу харатьи* и княжичи стали выводить3 гусиными перьями замысловатые буквы. (По В. Яну.)
|
|
|