Учебник для 6 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

Словообразование и орфография. Культура речи

Словообразование — раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.

Орфография — раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.

24. Повторение изученного в V классе

Морфемика — раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово.

Окончание — это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Среди окончаний есть нулевые окончания.

Основа — это часть изменяемого слова без окончания или всё неизменяемое слово. В основу самостоятельных слов (существительных, глаголов и др.) могут входить, кроме корня, суффиксы, приставки. В основе слова заключено его лексическое значение.

Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов.

Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем или перед другой приставкой и служит для образования слов.

Самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень, образуют группу однокоренных слов. В лексическое значение каждого из однокоренных слов входит значение корня.

110. Назовите окончания и основы выделенных слов. Что обозначает каждое окончание? В каких словах есть нулевые окончания? Запишите текст под диктовку.

        Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,4
        Листья пожелтелые по ветру летят;
        Лишь1 вдали красуются, там, на дне долин,
        Кисти ярко-красные вянущих рябин.

(А. К. Толстой.)

111. Выпишите в левый столбик однокоренные слова, а в правый — формы одного и того же слова. • Какие существительные с суффиксами обозначают людей, а какие — предметы? • С выделенными словами составьте предложение с однородными членами, подчеркните его основу.

Меб..ль, меб..льный, меб..ли, меб..льщик; подмету, метёт, мести; полотёр*, полотёром; п..ркет, п..ркетный, п..ркетного; шкаф, шкафчик, шкафчика; нат..рает, нат..рал, натирка; окно, подоконник, окна; уборка, уб..рала, уб..рает, уборщица.

паркет

112. Расположите однокоренные слова столбиком. Обозначьте в них части слов, поставьте в словах ударение. • Какие из однокоренных слов являются проверочными для других?

        Половик, пол, полотёр, подпол.
        Стенной, настенный, стена.
        Водопровод, водопой, наводнение, вода, заводь.
        Стёклышко, застеклить, стекло, стеклотара.

113. Выпишите группами однокоренные слова, выделяя в каждом из них корни. Подчеркните в корнях чередующиеся гласные, согласные. В каких корнях есть орфограммы?

Красить, ноша, краска, расти, круг, глотка, земной, крашение, избегать, заберёт, глотать, обходить, носить, выращивать, кружить, нести, рослый, пахать, поглощать, земля, избежать, проглатывать, выбирать, обхождение, выбрать, пашня, краситель, приносить, растительный, закружиться, проглотить, земляника, прибирать, хождение, украсить, разрастаться, вспашка.

114. Прочитайте слова в правой колонке. Все ли они имеют тот же корень, что и слова в левой колонке? От каких слов образованы остальные слова?

Запишите по образцу: письмо → письменный, письмецо.

Вода
Белый
Зима

водяной, водянистый, водитель, подводник.
белизна, побелить, беловатый, беличий.
зимний, зимушка, перезимовать, зимовщик.

Однокоренные слова нередко используются как средство связи предложений в тексте.

115. Прочитайте текст и скажите, с помощью каких однокоренных слов связаны предложения. • Выпишите слова с пропусками и со скобками, обозначая в них условия выбора вставленных орфограмм. • В первом предложении назовите наречия.

Утром мы стали спускат(?)ся вниз к реке. Спуск ок..зался крутым. Нам приходилось осторожно ступать на камни, чтобы они (не)обваливались. Спускались мы почти полчаса.

116. Составьте небольшие тексты на темы «На самолёте», «В мастерской», используйте в них однокоренные слова для связи предложений.

Для справок: лететь, полёт, прилететь; чинить, починка, починить.

117. Составьте и запишите словосочетания из слов левого и правого столбиков. Если существительное употребляется с двумя прилагательными, записывайте оба словосочетания. Обозначьте морфемы, которыми различаются однокоренные прилагательные.

1. Дружный, дружеский
2. Обидный, обидчивый
3. Удачный, удачливый
4. Хлопотливый, хлопотный

1. Семья, просьба
2. Замечание, название, ребёнок
3. Охотник, поход, сочинение
4. Ласточки, пчёлы, день

118. Выберите заголовок, который бы более соответствовал стилю текста: «Какие корни у данных слов?», «Забытое родство», «Изменения в составе слова». Укажите в тексте элементы научного стиля. • Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначая в них условия выбора вставленных орфограмм.

предмет

Улитка, улей и улица — совершенно разные предметы, ничего общего не имеющие между собою.

Если внимательно присмотреться к их составу, то можно заметить общий элемент ул. Случайно ли он ок..зался в них? В древност.. слово ула обозначало «дыра, отверстие, дупло», затем оно стало обозначать «вход», «проход», наконец — «проход между рядами домов», «улица». Слово ула ушло из употребления, но оно породило слова улитка, улей и улица: улитка — живое существо, живущее в уле — в убежище; улей — дупло, где жили пч..лы; улица — маленькая ула.

Люди забыли древнее слово ула, забыли, как были образованы слова улитка, улей и улица, поэтому суффиксы в этих словах ср..слись с корнем. Слова эти сейчас не воспринимаются как родственные3. В слове улитка корень улитк-, в слове улица — улиц-, в слове улей — улей-.

119. Озаглавьте таблицу и заполните её словами ц..ркуль, p..сmym, н..деть, (з, с)делатъ, д..ватъ, про(з, с)ьба, сл..жить, трос(?)ник, ло(ж, ш)ка, ра(з, с)жечь, ч..рный, брош..ра, яс(?)ный, ни(з, с)кий, тру (б, п)ка, по(д, т)тянуться, п..пасть, н..дрез. Обозначьте в них условия выбора букв на месте пропусков. Над какими видами орфограмм вы работали? Добавьте по 2—3 своих примера в каждую графу.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru