>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник для 6 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

26. Основные способы образования слов в русском языке

Слова в русском языке чаще всего образуются от других слов с помощью прибавления к ним морфем:

  • приставочным способом (с помощью приставок, например: потемнеть от темнеть),
  • суффиксальным (с помощью суффиксов, например: автозаводской от автозавод),
  • приставочно-суффиксальным (с помощью одновременного прибавления приставки и суффикса, например: соединять от единый),
  • бессуффиксным (например, переход от переходить).

Эти способы называются морфемными.

Слова могут образовываться сложением основ (с помощью соединительных гласных, например: ледокол от лёд и колоть, или без них, например: Ивангород), сложением слов (например, диван-кровать), переходом одной части речи в другую (например, заводская столовая из столовая комната).

Чтобы определить способ образования слова, рассуждайте так: берёзовое (полено) — (полено) из берёзы. Значит, слово берёзовое образовано от слова берёза, из которого взята основа берёз- и к которой прибавлен суффикс -ов-. Следовательно, это суффиксальный способ образования.

Сокурсник - студент того же курса, что и кто-либо. Значит, слово сокурсник образовано от слова курс одновременным присоединением приставки со- и суффикса -ник. Следовательно, существительное сокурсник образовано приставочно-суффиксальным способом.

Пользуясь словообразовательным разбором для определения того, как было образовано слово, нужно иметь в виду, что он далеко не всегда способен это сделать. Как уже говорилось, реальное происхождение слова (и то не всегда) может определить его этимологический анализ. Это объясняется и теми изменениями, которые постоянно происходят в исконно русских словах, и заимствованием нашим языком иноязычных слов.

123. Определите, от чего и с помощью чего образованы данные слова.

Радос..ный, кр..сноватый, преотличный, ельник, атомоход, восход, подводный, ленточ(?)ка, скоросшиватель, булочная, перерыв.

124. Образованы ли друг от друга слова берёзовый и березняк; смородинный и смородинка; ветреный и ветерок; лесник и лесной; луговой и лужок; травяной и травинка! От каких слов они образованы?

125. Выпишите слова, обозначающие 1) чрезмерную степень признака, 2) умеренную степень признака. Выделите морфемы, обозначающие степень проявления признака.

Слабоватый, грубоватый, сероватый, хрипловатый, распрекрасный, развесёлый, наилучший, наивысший, наименьший, предобрый, премилый, преотличный, пренеприятный.

126. В левый столбик выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, в правый — остальными способами. Обозначьте в записанных словах части слов, с помощью которых они образованы. Какие слова образованы бессуффиксным способом? Имейте в виду: значение действия у имён существительных вторично.

Выход, опилки, выр..сти, наконечник, газопровод, улетучиться, прачечная, золотой, пол..екать (бельё), ошейник, ограничиться, труженик, проел..зиться, заплыв, гвоздичный, безрукавка, самовар, кондитерский, плащ-палатка, вход.

127. Каким способом образованы данные слова?

Листопад, пароходик, лесостепь, носоглотка, водопровод, лесопарковый, железобетон, ракетоноситель, самоварный, тепловозный, ракета-носитель, заплыв.

128. Выпишите слова, образованные: 1) приставочным, 2) суффиксальным, 3) приставочно-суффиксальным способами. Укажите письменно способ их образования.

• В каких словах есть чередование звуков? • Обозначьте условия выбора вставленных орфограмм. Расположить, р..сточек, выт..реть, наез..ник, выр..стить, узаконить, ож..вить, бесчувственный, безветренный, ре..чик, преподаватель.

При последовательном образовании слов друг от друга создаётся цепочка однокоренных слов: серый → сероватый → сероватенький; приятный → неприятный → пренеприятный.

129. Расположите однокоренные слова с учётом последовательности образования их друг от друга.

Краешек, окраина, край, крайний, крайность. Листик, листочек, листок, лист, листовой, листопад, безлистный. Бумажка, бумажонка, бумажный, бумага, бумажник*.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru