Учебник для 6 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

3. Части речи. Морфологический разбор слова

  • Какие известные вам части речи называют что-либо, а какие — не называют, а служат для связи слов и предложений? Как называются эти две группы частей речи?
  • В чём заключается отличие постоянных признаков изученных вами самостоятельных частей речи от непостоянных?

17. Составьте таблицу «Части речи». Для её заполнения используйте предложение из упр. 23 (2).

Порядок морфологического разбора слова

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Морфологические признаки:

    для имени существительного:

    начальная форма (именительный падеж единственного числа), собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение, падеж, число;

    для имени прилагательного:

    начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода), краткая или полная форма, род (в единственном числе), падеж, число;

    для глагола:

    начальная форма (неопределённая форма), вид, спряжение, число, время, лицо, род (если есть).

  3. Синтаксическая роль.

18. Прочитайте и озаглавьте текст. Определите тип и стиль речи. Спишите. Подчеркните слова, которые обозначают звуки и краски догорающего дня. У выделенных существительных укажите род, склонение, падеж; у прилагательных — род, падеж; у глаголов — вид, спряжение. • 2—3 предлога заключите в кружки, а 2—3 союза — в прямоугольники.

Закат т..жело пыла..т на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бе..шумно лета..т, как будто заглядывают в лицо, летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах3 — звучание вечера, догоревшего дня. А вечером бл..снёт наконец озеро, как ч..рное, косо поставленное зеркало. Ноч(?) уже стоит (над)ним и смотр..т (в) его тёмную воду,—ноч(?), полная звёзд. На запад., ещё тлеет заря, в зар..слях волч..их ягод кр..чит выпь, и на мшарах бормоч..т и воз..тся журавли, обеспокоенные дымом к..стра. Всю ноч(?) огонь1 к..стра то разгорает(?)ся, то гасн..т.

(К. Паустовский.)

19. Выпишите группами известные вам самостоятельные части речи, указывая в скобках, в какой форме они употреблены. Сделайте морфологический разбор выделенных слов. Обозначьте в записанных словах безударные окончания.

Луговая речка бежит по ровной долине или по широкому лугу. Извилистые берега её обрастают местами лозняком, вербою и ольхой, а местами осокой и другими береговыми травами; дно её ровно и гладко, и глубина почти везде одинакова.

(С. Аксаков.)

20. В каком предложении выражена основная мысль текста? Озаглавьте его. Спишите. В первом абзаце над существительными надпишите склонение и падеж; во втором — над глаголами надпишите вид и спряжение; над выделенными прилагательными надпишите род и падеж. Назовите в первом абзаце слова, употреблённые в переносном значении.

Есть прелесть и в самой поз(?)ней3 осени — в этом безнадёжном дожде, в этих острых, одуряющих зап..хах тления, в этих маленьких, сморщенных, пос..невших от холода сырое. .ках, на ссохшихся б..ретиках которых лежат сосновые иголки, липнет бруснич(?)ный лист и др..жит, св..ркает, как слеза, дождевая капля.

Шумит над головой лес. Мя..ко похлюпывает под ногами сизый карельский мох.4 Рдяно алеют в своей нерж..веющей зелени крупные бусины брусники... Косо, невп..пад лежит рыжий, поникший пап..ротник... И никаких звуков — ничего, кроме шума дождя и ш..рохов леса.

(Л. Пантелеев.)

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru