Учебник для 6 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

37. Разносклоняемые имена существительные

Десять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя) и существительное мужского рода путь в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа имеют окончания существительных 3-го склонения : к знамени, нет времени, в пламени, в пути и т. д., а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения -ем (-ём):

на темени (П., на -мя), теменем (Т., на -мя), путём.

У существительных на -мя в родительном, дательном, творительном и предложном падежах в единственном числе и во всех падежах во множественном числе к корню прибавляется суффикс -ен- (-ён-):

на знамени, знамёна.

В словах семя, стремя в родительном падеже множественного числа к корню прибавляется суффикс -ян: семян.

Почему существительные на -мя, а также путь называются разносклоняемыми?

205. Заполните таблицу 2—3 примерами. Как бы вы её озаглавили?

Буква и на конце слов на -мя в родительном, дательном и предложном падежах является также орфограммой «Е и и в падежных окончаниях существительных».(См. образец её объяснения на форзаце.)

206. Запишите слова время, стремя в форме родительного и предложного падежей в единственном числе и обозначьте в них указанную орфограмму.

Образец: к племени (Д., на -мя), о племени (П., на -мя).

207. Прочитайте данную ниже словарную статью из справочника по культуре речи. Какого рода слово путь? Какие окончания оно имеет в родительном падеже в единственном числе и в именительном падеже во множественном числе?

Путь, род. пути, м.; мн. пути [не путя].

208. Составьте и запишите словосочетания, в которых зависимое слово выражено данными прилагательными. Главное слово путь употребите в родительном, дательном, винительном и творительном падежах в единственном числе и в именительном падеже во множественном числе. Графически обозначьте окончания.

Железнодорожный, правильный, непроезжий, короткий, длинный.

209. Диктант. Обозначьте условия выбора гласных в окончаниях.

Распол..житься в долин.., стоять у знамен.., находиться в вестибюл.., р..сти на свобод.., нога в стремен.., отвечать по истори.., постареть от времен.., участвовать в экспедици.., проходить по алле.., звать по имен.., предупредить об опасност.., в пламен., костра, заботиться об урожа.. .

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru