Учебник для 6 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

70. Возвратное местоимение себя

Возвратное местоимение себя указывает на того, о ком говорят. Оно не имеет именительного падежа, не имеет рода и числа, например: Не хвали сам (сама) себя. Не хвалите сами себя. Возьмите себе. В предложении себя является дополнением.

401. Прочитайте шутливое стихотворение «Сам себя». Сколько раз повторяется местоимение себя? Определите его падеж. Бывало ли так, что вы оказывались в положении маленького Питона?

Плачет
Маленький Питон:
Сам себя
Запутал он.
Сам себя
Переползал

И себя
Узлом связал.
Кто теперь
Ему поможет!
Он себя найти
Не может.

402. Вставьте в нужной форме местоимение себя и обозначьте его падеж. • Укажите начальную форму выделенного местоимения.

1. Для — — жить — тлеть, для сем..и — г..реть, а для народа — св..тить. 2. (Не) кричи о — —, пусть другие (о) тебе хоть тихо скажут. 3. Нет лучше шутк..3, чем над — —. 4. Кто только о — — хлопоч..т, тот о других и знать (не) хочет.

(Пословицы.)

403. Замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением себя, подчеркните их как члены предложения. • Какой из фразеологических оборотов отрицательно характеризует человека?

1. Этот человек хитрый и скрытный. 2. Всё устроилось без особых усилий. 3. Наездник не скоро опомнился после того, как упал с лошади. 4. Читай молча (не вслух). 5. После болезни мальчик плохо выглядит.

Для справок: прийти в себя, себе на уме, само собой, про себя, на себя не похож.

404. Устраните недочёты в употреблении местоимений.

Образцы:

1) Ученик вынул из портфеля учебник и положил его (портфель или учебник?) на парту.— Ученик вынул из портфеля учебник и положил книгу на парту.

Или: Ученик вынул из портфеля книгу и положил её на парту.

2) Тренер просил ребят отнести спортинвентарь к себе (к ребятам или к тренеру?).— Тренер просил ребят, чтобы они отнесли спортинвентарь к себе.

Или: Тренер просил ребят, чтобы они отнесли спортинвентарь к нему.

1. Плотник вынул из ящика рубанок и пол..жил его (ящик или рубанок?) на верстак. 2. Охотник снял колпач..к с головы беркута и подбросил его (колпач..к или беркута?) в воздух. 3. Строители посмотрели фильм в новом кинотеатр... От него (от фильма или кинотеатра?) у них осталось неизгладимое впечатление. 4. Учитель предложил2 Мише и Коле отнести тетрад., к себе (к учителю или к Мише?) домой. 5. Сосед попр..сил сестру налить себе (соседу или сестре?) воды. 6. Петя велел братьям купить себе (Пете или братьям?) новые авторучки.

405. Рассмотрите рисунки. Напишите по ним рассказ на тему «Как я однажды помогал маме».

Учтите, что рассказ должен вестись от 1-го лица. Подумайте, в какой обстановке, кому именно (маме, брату, другу, весёлой компании и т. д.) вы будете рассказывать. Вы можете рассказать, с чего всё началось, как развивались события, каков самый острый момент (кульминация) в их развитии и чем всё закончилось. В какие части рассказа можно включить диалог, описание места действия? Как вы опишете самый острый момент в развитии действия — с юмором, страхом, с чувством удивления и т. д.? Употребите в сочинении синонимы из рамки, если вам это потребуется. Подчеркните в вашем сочинении личные местоимения.

упасть
свалиться
слететь

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru