Учебник для 6 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

72. Относительные местоимения

  • Прочитайте вопросительные предложения и укажите в них вопросительные местоимения.
  • Прочитайте повествовательные предложения. Простыми или сложными они являются?
  • Прочитайте эти предложения, опустив в них выделенные местоимения.
  • Сохранилась ли при этом связь между частями сложного предложения?

I. Кто победил в последнем футбольном матче?

О чём мы мечтаем сейчас?

II. Мы хорошо знаем, кто победил в последнем какой футбольном матче.

Непременно сбудется то, о чём мы мечтаем сейчас.

что
кто
какой
чей
каков
который
сколько

Местоимения что, кто, какой, чей, каков, который, сколько являются относительными, если они употребляются без вопроса для связи простых предложений в составе сложных.

Относительные местоимения могут быть разными членами предложения.

410. Укажите в 2—3 сложных предложениях ту часть, которая начинается с относительного местоимения. Запишите её в форме вопросительного предложения. Подчеркните вопросительные местоимения как члены предложения по образцу: Я знаю, кто об этом сообщил.— Кто об этом сообщил? Спишите остальные предложения и подчеркните в них относительные местоимения как члены предложения. • Обозначьте условия выбора орфограмм в выделенных словах.

1. Мы вышли на поляну и увидели, что произошло в лесу.5 2. Посмотрите, какие цветы р..стут на полян... 3. Если бы вы знали, сколько птиц пр..летело в наши края! 4. Пр..слушайтесь и угадайте, какой птиц.. пр..надлежит голос. 5. Узнайте, кто это пр..лепил гнездо на сучке берёз.. возле ствола. 6. Я могу определить, чьё1 это гнездо в..сит, точно пл..тёная к..рзиночка.

411. Из данных простых предложений составьте сложные, используя вместо личного местоимения относительное местоимение который. Отделяйте запятой простые предложения, входящие в состав сложного.

Образец: Мы пошли в лес. В нём многое изменилось весной.— Мы пошли в лес, в котором многое изменилось весной.

1. Охотник вышел к реке. В ней купались медвежата. 2. Ярк.. лучи солнца осв..тили дерев..я. Они за минуту до этого к..зались слившимися в одну тёмн..ю массу. 3. Мы остановились у крайн..й избы. За ней начинал..сь поле.

412. Найдите морфологические ошибки в образовании форм глаголов и местоимений. Спишите, исправляя их. Подчеркните главные члены в 1—3 предложениях.

1. Кто из девоч..к вошла сюда? 2. Что из ко(л, лл)екции понравилась вам больше всего? 3. Чего ты чита..шь? 4. Не знаю, чего мне делать сейчас. 5. Сколько много здесь инструментов!

инструмент

коллекция

413. В каком порядке должны следовать друг за другом данные абзацные части, чтобы получился текст? Спишите текст. Объясните знаки препинания в предложениях с прямой речью. Найдите относительные местоимения в записанном тексте.

Кто сильнее?

Кто же выиграл спор? Муравей. Соломинка2, которую он поднял, оказал..сь в двадцать3 раз тяжелее3 Муравья. Бревно же, поднятое Слоном, весил., значительно меньше его самого.

Услыш..л человек шум и сказал: «О чём вы спор..те?5 Кто из вас больше своего веса поднимет, тот и сильней».

Увид..л Слон Муравья, удивился, что Муравей маленький, и спросил: «Что ты, Муравей, мож..шь поднять?» «Больше, чем ты дума..шь»,— ответил Муравей. И стали они спорить, кто из них сильней.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru