Учебник для 6 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

83. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

Глаголы изменяются по наклонениям. Наклонений глагола три: изъявительное, условное и повелительное.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле: создаю, создавал, буду создавать, со́здал, созда́м, создала́.

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам, т. е. бывают в настоящем, прошедшем и будущем времени.

482. Прочитайте. Объясните смысл названия «Помощница». Выпишите глаголы, обозначающие Танюшины «дела». Определите их вид и время. Запишите эти глаголы в форме других времён. Укажите наклонение. Подчеркните глаголы, которые спрягаются по-особому.

Образец записи: сел[а] — сов. в., прош. вр.; сяд[ет] — буд. вр., изъявит, накл.

Помощница

У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,

Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.

(А. Барто.)

483. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Над глаголами надпишите, в каком времени они употреблены. • Составьте схемы предложений с прямой речью.

Если ты делаешь что(то) добросовес(?)но усердно чес(?)но мы мож..м сказать: Ты потрудился на славу. Если же ты относишься к делу нерадиво, спустя рукава, мы скаж..м: Ты плохо работаешь.

Слово трудишься умес(?)но употреблять, когда речь идёт о человеке, работающем хорошо, в полную силу.

484. Прочитайте. С какой целью в этом рассказе о прошлом (об экскурсии, которая уже состоялась) употребляются глаголы в форме настоящего времени? Выпишите глаголы, распределяя их по временам. Обозначьте окончания глагола.

Витькина гайка

Ходили мы на экскурсию на автозавод и там видели, как разными болтами и гайками на главном конвейере свинчивают машины. Бегут по конвейеру колёса, крылья, моторы, а в конце цеха новенькие самосвалы с конвейера сходят.5

конвейер

Ходим мы по цеху, смотрим. Оглядываемся назад: Вити Харитонова нет.

— Витька! Витька! — закричали мы. А он выходит из-за станка и говорит:

— Я гайку завинчивал. Мне один рабочий позволил.

Вдруг глядим: с конвейера сходит новенький автомобиль. А Витька показывает на колесо и кричит:

— Вот здесь моя гайка!

Мы ему не поверили и побежали к его знакомому рабочему. Тот улыбнулся и сказал:

— Помочь хотите? Становитесь в очередь!

И каждый ученик из нашего класса завинтил по гайке на колесе.

485. Изложение. Представьте, что вы — Витька и рассказываете о своей экскурсии (на автозавод). Как вас слушали? Кому было интересно? Как вы это заметили?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru