Учебник для 8 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 17. Подлежащее

Вспомните, что вы знаете о подлежащем.

  • Подлежащее - главный или второстепенный член предложения?
  • На какие вопросы отвечает подлежащее?
  • С каким членом предложения соотносится подлежащее?
  • Какими частями речи чаще всего выражается подлежащее?

Подлежащее - это главный член двусоставного предложения, называющий то, о чём говорится в предложении.

Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?

Подлежащее может обозначать самые различные предметы, явления действительности и абстрактные понятия.

В роли подлежащего могут выступать все части речи.

Например: Хорошее лежит, а худое по дорожке бежит. Один в поле не воин. (Пословицы) Что-то давило ему голову и грудь. (А. Чехов) Днём приходили отдыхающие. (К. Паустовский) Любить - значит жить жизнью того, кого любишь. (Л. Толстой)

90. Спишите. В каждом предложении найдите подлежащее и определите, какой частью речи оно выражено.

  1. 1. Лиса семерых волков проведёт. 2. Никто не судья в своём деле. 3. Мокрый дождя не боится. 4. Сказать — смешно, утаить — грешно. 5. Утопающий хватается за соломинку. 6. Семеро одного не ждут. 7. Одно нынче лучше двух завтра. 8. Ленивый сидя спит, лёжа работает. 9. Кто в Москве не бывал, красоты не видал. (Пословицы)
  2. 1. Сначала бегал он [Мцыри] от всех, бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток... 2. ...Из-за горы и нынче видит пешеход столбы обрушенных ворот и башни и церковный свод. 3. И было всё на небесах светло и тихо. 4. Ты слушать исповедь мою сюда пришёл...

    (М. Лермонтов)

91. Рассмотрите картину И. Шевандроновой «На террасе». Вам всё понятно, не правда ли? Опишите изображённое на картине. В этом вам помогут вопросы. Подчеркните в своём сочинении подлежащие.

И. Шевандронова «На террасе»

Кто привлекает ваше внимание? (Придумайте ему имя.) Чем этот персонаж вас заинтересовал?

терраса

Что окружает мальчика? Почему он, по вашему мнению, выбрал это место для чтения?

Подлежащее может быть выражено словосочетаниями (в том числе и неразложимыми).

В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. (М. Лермонтов)

Небо коптить - жить бесцельно. (Пословица)

92. Составьте предложения со словами и словосочетаниями, помещёнными в рамке, употребив их в роли подлежащего.

около двухсот человек
много (мало, несколько) болельщиков
горошек душистый
мы с другом
кормить завтраками

93. Спишите, подчеркните подлежащие. Укажите, чем они выражены. Укажите предложение, в котором нет подлежащего.

Стены комнат убра(н, нн)ы были несколькими картинами и картинками в стари(н, нн)ых узеньких рамках. Я уверен, что сами хозяева давно позабыли их содержание, если бы некоторые из них были унесе(н, нн)ы, то они бы, верно, этого не заметили. Два портрета было больших, писа(н, нн)ых масля(н, нн)ыми красками. Один представлял какого-то архиерея, другой Петра III. Из узеньких рам глядела герцогиня Лавальер, запачка(н, нн)ая мухами.

хозяин
хозяева

Вокруг окон и над дверями находилось множество небольших картинок, которые как-то привыкаешь почитать за пятна на стене и потому их вовсе не рассматриваешь.

(Н. Гоголь)

94. С помощью каких языковых средств выражены смысловые различия в данных парах предложений? В каких предложениях подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а в каких - одним словом?

1. Мать с дочерью уехали отдыхать. — Мать с дочерью уехала отдыхать. 2. Когда он вошёл, Георгий с сыном были уже в комнате. — Когда он вошёл, Георгий с сыном был уже в комнате. 3. Коля с товарищем шли впереди. — Коля с товарищем шёл впереди.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru