Учебник для 8 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 21. Составное именное сказуемое

  • Сколько частей в составном именном сказуемом?
  • В какой части составного именного сказуемого выражается основное лексическое значение? А в какой части заключается его грамматическое значение (наклонение, время)?

Составные сказуемые бывают не только глагольные, но и именные.

Составным именным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из двух элементов: глагола-связки и именной части.

Грамматическое значение в составном именном сказуемом выражается глаголом-связкой, а лексическое - именной частью (существительным, прилагательным, наречием и др.). Например: Она была не тороплива, не холодна, не говорлива. (А. Пушкин)

В настоящем времени глагол-связка чаще всего отсутствует. В этом случае связка называется нулевой. Например: Слово - серебро, молчание - золото.

107. Прочитайте текст. Из какого произведения А. Пушкина взят этот отрывок? Спишите. Подчеркните грамматические основы. Составные именные сказуемые сокращённо обозначьте буквами с. и. с. Какими частями речи выражена именная часть составных сказуемых?

Дорожные размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был немаловажен. Я не мог не признаться в душе, что поведение моё в симбирском трактире было глупым, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило. Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка только покрякивая. Я непременно хотел с ним помириться и не знал, с чего начать.

108. Выпишите предложения в такой последовательности: 1) с простым глагольным сказуемым, выраженным глаголом быть; 2) с составным именным сказуемым с глаголом-связкой быть. Подчеркните грамматические основы, расставьте пропущенные запятые. Найдите устаревшее существительное и наречие. Какие синонимы в современном русском языке им соответствуют?

  1. Была та смутная пора когда Россия молодая, в бореньях силы напр..гая, мужала с гением Петра.
  2. Я знаю: в вашем сер(?)це есть и гордость и пр..мая честь.
  3. И славен буду я доколь в подлу(н, нн)ом мире жив буд..т хоть один пиит.
  4. Сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам...
  5. Повер(?)те (совесть в том порукой), супружество нам буд..т мукой.
  6. Здесь буд..т город зал..жён назло надме(н, нн)ому соседу.

(А. Пушкин)

109. Определите вид сказуемого. В каждом предложении употребите в качестве глагола-связки следующие слова: казаться, оказаться, показаться, представляться, оставаться, считаться. Изменился ли вид сказуемого? А смысл предложения? Какие ситуации отображают предложения с разными глаголами-связками?

1. Доказательство теоремы было правильным. 2. Спортсмен был перспективным. 3. Юноша был смелым. 4. Он был образованным человеком.

110. Перестройте предложения, заменяя простое глагольное сказуемое составным именным. Как при этом изменяется смысл предложения?

1. Книгу написал известный учёный. 2. Фильм поставил знаменитый режиссёр. 3. Сад посадил мой дедушка. 4. Багаж пассажир оставил и забыл.

111. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните составные именные сказуемые. Укажите, чем выражена именная часть. Расскажите кратко о жизни А. Грибоедова (с 1817 по 1824 год), используя в качестве ключевых слов составные именные сказуемые. Какое составное именное сказуемое вы употребите в конце рассказа?

Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. Его меланхолический характер его озлобле(н, нн)ый ум его добродушие — всё в нём было необыкнове(н, нн)о привлекательно. Рождё(н, нн)ый с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестност.. . Способности человека государстве(н, нн)ого оставались без употребления талант поэта был (не)признан даже его холодная и блестящая храбрость оставалась (не)которое время в подозрении.

Жизнь Грибоедова была затемне(н, нн)а (не)которыми обл..ками: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств. Он почувствовал (не)обходимость расчесться единожды (на)всегда со своею молодостью и круто пов..ротить свою жизнь. Он простился с Петербургом и уехал в Грузию где пробыл осемь лет в уед..нё(н, нн)ых, (не)усыпных занятиях. Возвращение в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. Его рукописная комедия произвела (не)описуемое действие и вдруг поставила его (на)ряду с первыми нашими поэтами.

(По А. Пушкину)

112. Прочитайте текст. Какие виды сказуемых в нём встречаются? Какую функцию они выполняют в тексте?

Приглядитесь к центру Петербурга. Он располагается вокруг Большой Невы. Она обстроена с таким расчётом: создать величественные ансамбли и вместе с тем не уничтожить большими размерами зданий впечатления от огромных водных просторов. Знаменитые шпили, возвышающиеся над Невой, делают выше низкое, облачное петербургское небо, но они ничего не подавляют и ничего не заслоняют. На самом центральном месте — на Стрелке Васильевского острова — стоит Биржа, построенная Тома де Томоном. Здание величественно, монументально. Оно поднято над Невой на высоком цоколе, лишено мелких, дробных форм, его видно отовсюду. При всей своей величественности оно невелико. И это крайне важно! Нетрудно построить величественное здание, сделав его большим. Трудно сделать величественным небольшое здание. Биржа поставлена так, что Нева кажется ещё более широкой, чем она есть на самом деле. И этот эффект изумительно поддержан окружающим архитектурным ландшафтом. Здание Зимнего дворца тоже сравнительно невысоко (22 метра). Оно монументально своей протяжённостью. Всё тщательно продумано. Архитектурные ансамбли Петербурга изучают архитекторы всего мира. Отдельные прекрасные здания можно найти и вне Петербурга, но с точки зрения удивительного единства всего ансамбля, по цельности оставляемого им впечатления в мире нет другого равного ему города.

(Д. Лихачёв)

• Составьте словарный диктант из слов, написание которых могло бы вас затруднить. Попросите родителей или друзей продиктовать вам эти слова.

113. Озаглавьте текст предыдущего упражнения. Разделите его на абзацы. Составьте план.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru