|
|
Учебник для 8 класса РУССКИЙ ЯЗЫК§ 3. Знаки препинания в сложном предложенииВ какой колонке простые предложения, а в какой - сложные?
(Пословицы)
Какое предложение, простое или сложное, отражает одно событие, факт, фрагмент действительности? Какое - два? В каком предложении две грамматические основы, а в каком одна? С помощью каких языковых средств связаны простые предложения в сложном?
12. Выпишите, расставляя пропущенные запятые, сложные предложения в такой последовательности: сначала бессоюзные, затем союзные. Какое предложение можно отнести к одной и другой группам? Почему? Подчеркните грамматические основы. Пронумеруйте простые предложения в составе сложного по образцу. Подчеркните слова, обозначающие цвет.
1. Г..ре л и тёмным пурпуром клёны пор..зовел2 бересклет ссыхался дикий виноград на беседке. 2. Берёзы за одну ноч(?) пож..лтели до самых верхуш..к и листья осыпались с них частым и печальным дождём. 3. Каждый раз когда приближалась осень начинались разговоры о том что многое в пр..роде устро..но не так как бы мы хотели. 4. Зима у нас длинная, зат..жная лето гораздо короче зимы и осень проходит мгновенно и ост..вляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы. 5. Шумел огонь1 в печи багровые отсветы дрожали на бревенчатых стенах и на старой гравюре* — портрете художника Брюллова. (По К. Паустовскому)
13. Заполните таблицу своими примерами. Расскажите по ней о типах сложных предложений и средствах связи в них.
14. Рассмотрите схемы сложных предложений. Что на них обозначено?
Ты богат, я очень беден;
И раздаётся в тишине
Под голубыми небесами
(А. Пушкин) 15. Прочитайте вслух строфу из романа А. Пушкина «Евгений Онегин». Определите, сколько в тексте сложных предложений. Постройте схему последнего сложного предложения по образцам, данным в упр. 14.
Чтоб только время проводить, Сперва задумал наш Евгений Порядок новый учредить. В своей глуши мудрец пустынный, Ярем он барщины старинной Оброком лёгким заменил; И раб судьбу благословил. Зато в углу своём надулся, Увидя в этом страшный вред, Его расчётливый сосед; Другой лукаво улыбнулся... В сложном предложении знаки препинания выполняют две различные функции: разделяют или выделяют простые предложения в составе сложного. Соответственно существуют разделительные и выделительные знаки препинания. Одиночная запятая разделяет простые предложения в бессоюзном сложном предложении и союзном сложносочинённом предложении. Это разделительный знак препинания. Например:
Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей. (А. Пушкин) Двойная запятая выделяет придаточное предложение в спожноподчинённом предложении, если оно находится внутри главного. Это выделительный знак. Например:
Твоё я имя повторял... (А. Пушкин) 16. В каких предложениях сообщается о двух фактах, фрагментах действительности? Простыми или сложными являются эти предложения? Спишите, подчёркивая грамматические основы и расставляя пропущенные разделительные запятые. Заключите в овал средства связи простых предложений в сложном. На полях против каждого сложного предложения начертите его схему. 1. Дом ст..ит на земле больше ста лет и время совсем его скособочило. 2. Заж..г лучину и на лопате же пол..жил её на полено. Дым белым потоком, огибая кирпичное устье, пош..л в трубу и я долго смотрел на этот поток. 3. Ходит и ходит по ч..рдаку бе(с, сс)онная кошка (по)сверчиному тикают ходики. 4. Солнце било в окна в доме и на улице было удивительно сп..койно и тихо и этот покой отт..нялся добрым, умиротворё(н, нн)о ворчливым шумом затухающего самовара. 5. В небе стояла круглолицая луна от её света (не, ни)что (не)могло спрятат(?)ся. (В. Белов) 17. Спишите, подчёркивая грамматические основы и расставляя пропущенные выделительные запятые. Пронумеруйте простые предложения в составе сложного по образцу.
1. Там где река Нерль впадает в Клязьму с 1165 года возвышает(?)ся этот белокаме(н, нн)ый храм. 2. И во время весеннего разлива когда вода подступала к самым стенам церкви одиноко высился ослепительно сверкающий бел..зной лёгкий одноглавый храм. 3. Этот удивительно гармоничный белокаме(н, нн)ый храм который сливает(?)ся с окружающем пейзаж..м называют поэмой, запеч..тлё(н, нн)ой в камне. 4. Придание рассказывает что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после гибели в военном походе любимого сына Изяслава. 5. Светлый и лёгкий, храм Покрова на Нерли — это воплощё(н, нн)ая победа духа над материей. 6. Зодчие чтобы преодолеть тяжесть камня удачно выбрали пропорции, формы и детали. 7. Практически невозможно заметить что стены церкви слегка наклоне(н, нн)ы внутрь и этот еле заметный зрителю наклон увеличивает выс..ту здания.
18. Составьте схемы предложений из предыдущего упражнения по образцу. В нём показано, что придаточное предложение расположено внутри главного, поэтому прямоугольник, обозначающий главное предложение, изображается с разрывом. Обратите внимание на постановку знаков препинания в схеме. Эта схема отражает строение предложения, данного в образце упр. 17.
19. В каких предложениях содержится сообщение о двух фактах? Пронумеруйте простые предложения в составе сложного по образцу (см. упр. 17). Поставьте запятые между простыми предложениями в сложном. На полях против каждого предложения начертите его схему. 1. Термин «глагол» показывает что он есть главное слово в речи или в предложении, так как в древнерусском языке слово «речь» как грамматический термин употреблялось в значении «глагол». 2. Слово «наречие» собственно значит «приглаголие». Но ещё Барсов в своей грамматике (XVIII в.) отм..чал что этимологический смысл термина «наречие» не соответствует позднейшим функциям этой категор.. потому что наречия относят(?)ся не только к глаголам но и к другим частям речи. 3. Союз «впрочем» восходит к выражению «в прочем» которое состоит из предлога «в» и формы предложного падежа от субстантивированного прилагательного «прочее» (остальное). Не подлежит сомнению что это выражение в деловом языке XVII—XVIII вв. ещё только приобретало оттенок наречия или модального (вводного) слова. (По В. Виноградову) Используя образец, помещённый выше, составьте исторические справки о происхождении любых 2—3 слов. Чтобы факты ваших сообщений были изложены точно, проверьте содержание справок по этимологическим словарям.
20. Диктант. Объясните правописание пропущенных букв. Определите, какие знаки препинания пропущены, и докажите необходимость их постановки. Комп(?)ютер может работать только с такой информацией которую люди могут превратить в сигналы. Если бы люди умели превращать в сигналы вкус или зап..х то комп(?)ютер мог бы работать и с такой информацией но делать этого люди пока (не)научились. Очень хорошо пр..вращает(?)ся в сигналы то что мы вид..м.
Для этого есть вид..окамеры сп..циальные ц..фровые фотоа(п, пп)араты и сп..циальные устройства которые носят название скан..ры. Люди давно научились пр..вращать в сигналы то что мы слыш..м. Делают это с помощью микр..фонов. Даже обычный телефо(н, нн)ый а(п, пп)арат способен справит(?)ся с такой задачей так как он пр..вращает в сигналы звук человеческого голоса. (По книге «Занимательный компьютер»)
|
|
|