Учебник для 8 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 38. Синтаксический разбор односоставного предложения

Порядок разбора

Синтаксический разбор односоставного предложения производится в той же последовательности, что и двусоставного. Дополнения вносятся в пункт 4.

4. Строение предложения: двусоставное или односоставное; вид односоставного предложения: назывное, глагольно-личное (определённо-личное, неопределённо-личное), безличное.

Образец разбора

Глухая пора листопада. (Б. Пастернак)

Устный разбор

Это предложение повествовательное, невосклицательное. Грамматическая основа предложения — пора. Предложение простое. Предложение односоставное. Главный член выражен существительным в именительном падеже. Предложение назывное.

В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое. Пора (какая?) глухая — согласованное определение. Пора (какая?) листопада — несогласованное определение.

Письменный разбор

216. Выполните синтаксический разбор одного двусоставного предложения. Так же разберите по одному односоставному предложению каждого вида.

1. Летнее утро. 2. В воздухе тихо. 3. На небе неподвижно стоят перистые облака. 4. В саду ночью ветром посбивало все яблоки. 5. На улицах вихрем носилась пыль. 6. Вам бы здесь до осени пожить. 7. Меня пригласили пойти в лес за грибами. 8. Во имя чего ждать?

Повторение

Контрольные вопросы и задания

  1. В чём разница между односоставными и двусоставными предложениями?
  2. Назовите виды односоставных предложений.
  3. Расскажите об односоставных назывных предложениях.
  4. Перечислите виды односоставных предложений, в которых главный член может быть выражен глаголом.
  5. Чем различаются по значению определённо-личные, неопределённо-личные и безличные предложения?
  6. Какими формами глаголов выражается главный член в определённо-личных и неопределённо-личных предложениях?
  7. Какое односоставное предложение обычно употребляется в начале художественных описаний (для указания места и времени)? Приведите примеры.
  8. Какие односоставные предложения могут употребляться при описании состояния природы, состояния человека и для характеристики окружающей его обстановки?
  9. Представьте, что ученик не умеет отличать определённо-личные предложения от неопределённо-личных. Как бы вы ему объяснили, чем они отличаются?

217. Иногда ученики в своих сочинениях злоупотребляют местоимением я. Страдает этим недостатком и приведённое здесь сочинение. Спишите, выделив 3-4 абзаца и устранив в сочинении излишнее повторение местоимения я. Для этого замените некоторые двусоставные предложения односоставными. Таким образом вы устраните недостаток текста, который в разговорном стиле называется «яканье». В словаре русского языка «яканье» определяется так: «Слишком часто, хвастливо упоминать себя в речи, произнося „Я"».

Я просыпаюсь в семь часов утра. Но сразу вылезать из-под тёплого одеяла я (не)хочу. Проход..т десяток минут. Всё(таки) я должен вставать. Медле(н, нн)о светлеет за окном. Я решительно поднимаюсь, делаю зарядку и занимаюсь утре(н, нн)им туалетом. Теперь я не чу(?)ствую холода. Из кухни донос..тся мамин голос. Я могу завтр..кать. В окно я вижу спешащих в школу друзей. После завтрака (на)ходу я начинаю впопыхах искать портфель. Он как сквозь землю провалился. Я должен заниматься (не)предвиденными поисками. Ура! Я нашёл! Но в нём я (не)нахожу тетради (по)русскому языку. Она почему(то) оказывается под столом.

Я стремглав выбегаю на улицу. Медлить я (не)могу. Я делаю поворот и выхожу к площади. Вот я и в школе.

218. Прочитайте вслух стихотворение и определите их вид. Укажите односоставные предложения иопределите их вид.

      Скрип моей колыбели!
      Скрип моей колыбели!
      Смутная грёза жизни,
      Зимний покой в избе.

      Слышу тебя издалёка,
      Скрип моей колыбели,
      Помню тебя изглубока,
      Песню пою тебе.

      Сколько прошло морозов!
      Сколько снегов промчалось!
      Сколько в полях сменилось
      Пахарей и гонцов!

      Скрип моей колыбели!
      Жизни моей начало.
      Скрип моей колыбели!
      Думка моих отцов.

      (Н. Тряпкин)

219. Озаглавьте текст с помощью распространённого назывного предложения. Спишите. Подчеркните главный член односоставных предложений. Укажите (в скобках) их вид, а также определите, распространёнными или нераспространёнными они являются.

• О каких звуках и красках майского вечера пишет А. Куприн?

И вот наступает самое сладкое, самое тревожное, самое чудное — вечер. Стемнело. Едва-едва пламенеет тихая з..ря. Зелёные сумерки. Черны и резки контуры зданий с их чуждыми теперь, пустыми, (не)освещ..нными окнами. Белые фигуры товарищей движ..тся, точно завороженные. Каждая веточка деревьев поразительно ч..тка на небе, которое светлее земли. Гудят (не)видимые майские жуки. Стройная песня вдали. Смягченный смех и разговор. Самый обыденный звук донос..тся, точно из другого мира. Совсем темно. Зовут спать.

(По А. Куприну)

220. Сочинение. Понаблюдайте за наступлением сумерек и опишите свои впечатления. Озаглавьте текст. Подчеркните односоставные предложения (если вы их употребили).

221. Определите, сколько в тексте частей. В какой из них даётся оценка деятельности академика А. Шахматова? В каких двух абзацах говорится о его научных интересах? В какой части называются особенности его характера? Составьте план текста. Подготовьтесь к устному пересказу одной из частей.

Алексей Александрович Шахматов
(1864—1920)

В истории отечественной лингвистики видное место принадлежит Алексею Александровичу Шахматову. Служению науке о языке была отдана вся его кипучая жизнь. Немало спорят о трудах академика Шахматова. Но все признают большую роль этого учёного в решении многих важных и сложных вопросов языкознания.

Алексей Александрович Шахматов занимался историей русского языка. Он рассматривал её в связи с историей создателя и носителя этого языка — русского народа. Та же связь прослеживалась им в исследованиях по диалектологии, по истории древнерусской литературы и древнерусского летописания.

Крупнейший труд академика Шахматова — «Синтаксис русского языка», созданный в последние годы жизни. В нём Шахматову удалось собрать и тонко проанализировать огромный по объёму материал. В поразительном разнообразии синтаксических конструкций русского языка учёный стремился найти систему. Он подверг глубокому анализу разные типы предложений, и в частности односоставные предложения.

Чтобы самое общее представление об Алексее Александровиче Шахматове получилось полным, надо ещё добавить, что это был живой, общительный человек, хороший организатор. Он участвовал в составлении и редактировании словаря русского языка, руководил комиссией по вопросам русского правописания. Шахматов проявлял заботу и о том, чтобы в школе хорошо было поставлено изучение русского языка.

О каких русских лингвистах, кроме А. Шахматова, вы слышали, читали?

Подготовьте сообщения об одном из них (Л. Щербе, Д. Ушакове, С. Ожегове и др.). Воспользуйтесь сведениями из энциклопедий, справочников, Интернета.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru