Учебник для 8 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 44. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

Чем различаются предложения С корабля сошли англичане,французы, арабы и С корабля сошли иностранцы: англичане, французы, арабы?

В каком предложении есть обобщающее слово? Назовите его.

В предложении обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены при нём.

Наличие обобщающего слова в предложении и его место по отношению к однородным членам — это условие, от которого зависит постановка знаков препинания.

Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие.

Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, но ими не заканчивается предложение, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них - тире.

266. Распределите предложения на две группы: с обобщающим словом после однородных членов и перед ними. Отметьте знаком * обобщающее слово, расставьте знаки препинания.

1. Земля и небо всё одето каким(то) тусклым серебром. (А. Фет) 2. Твоя живая тишина твои лихие непогоды твои леса твои луга и Волги пышные брега и Волги радостные воды всё мило мне. (Н. Языков) 3. Что(то) слышится родное в долгих песнях ямщика то разгулье удалое то сердечная тоска. (А. Пушкин) 4. И кочи и моховые болота и пни всё хорошо под сиянием лунным. (Н. Некрасов) 5. Все богатства русского пейзажа в полное владенье нам даны вьюжных зим серебря(н, нн)ая пряжа кружева зелёные весны. 6. Всё в тающей дымке холмы перелески. (Н. Рыленков) 7. Степи пр..вольные горы крутые воды глубоких морей и озёр всё ты вместила родная Россия в свой необ(?)ятный бескрайний простор. (М. Исаковский)

267. Прочитайте выразительно данные в предыдущем упражнении предложения:

  1. с интонацией предупреждения — с отчётливой паузой после обобщающего слова: В тайге водятся разные звери: медведи, лисицы, рыси, белки.
  2. с интонацией пояснения после однородных членов перед обобщающим словом: Медведи, лисицы, рыси, белки - разные звери водятся в тайге.

268. Найдите в каждом предложении однородные члены и укажите обобщающее слово. Чем оно выражено и какое место занимает по отношению к однородным членам? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обобщающие слова и однородные члены как члены предложения. Отметьте знаком © обобщающие слова.

1. Главный и (не)иссяка..мый источник языка сам народ крестьяне паромщики пастухи пасечники охотники рыбаки бакенщики кустари сельские живописцы ремесленники. 2. Первое «лесное» слово какое меня совершенно зав..рожило было «глух..мань»... А за(тем) уже шли настоящие лесные слова к..рабельная роща оси(н, нн)ик мелк..лесье песча(н, нн)ый бор чапыга мшары (сухие лесные болота) гари черн..лесье пустошь опушка лесной к..рдон б..резняк порубка корьё живица прос..ка кондовая сосна дубрава и много других простых слов наполне(н, нн)ых живописным содержанием. 3. Юные деревца всех пород ель и сосна осина и берёза р..стут дружно и тесно. 4. Для всего что существует в пр..роде воды воздуха неба обл..ков солнца дождей лесов б..лот рек и озёр цветов и трав в русском языке есть в..ликое множество хороших слов и названий.

(По К. Паустовскому)

269. Прочитайте. Найдите обобщающее слово, выраженное словосочетанием. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Определите, чем распространены однородные члены предложения.

Л. Н. Толстой писал П. М. Третьякову о только что умершем художник.. Н. Н. Ге. В этом человеке соединялись для меня два существа три даже 1) один из милейших чистейших и прекраснейших людей которых я знал 2) друг нежно люб..щий и нежно любимый не только мной но и всей моей семьёй от старых до малых и 3) один из самых великих художников, не говорю России но всего мира.

270. Подберите к однородным членам обобщающие слова, данные в рамках. Часть предложений запишите с обобщающим словом перед однородными членами, а часть - с обобщающим словом после однородных членов. Поставьте недостающие знаки препинания.

1. — — не нарушало тишину ночи ни шум машин ни грохот трамваев ни гудки паровозов.

никто
ничто
никуда
ниоткуда

2. «После школы ты — — не пойдёшь ни на каток ни в кино ни в бассейн», — предупредила мама. 3. Не думалось под вечер — — ни о работе ни об отдыхе. 4. Мы не ждём гостей — — ни из родного города ни из деревни ни из столицы. 5. — — не был известен телефон книжного магазина ни отцу ни матери ни мне.

всякий
каждый
любой

6. Благодарность получить приятно — — ребёнку подростку взрослому. 7. Результаты в беге на 100 метров среди мужчин поразили — — и начинающего и опытного спортсмена.

271. Замените обобщающие слова, которые вы вставили в 1—5-е предложения предыдущего упражнения, другими обобщающими словами: все, всё, отовсюду, куда угодно — так, чтобы предложения стали утвердительными. Что произойдёт при этой перестройке с союзом ни и отрицанием не? Запишите получившиеся предложения.

Образец. С этим заданием справится не каждый: ни дошкольник, ни школьник. - С этим заданием справятся все: и школьник, и даже дошкольник.

272. Запишите предложения с обобщающим словом при однородных членах в три группы: 1) с двоеточием; 2) с тире; 3) с двоеточием и тире. Отметьте знаком * обобщающее слово. Поставьте недостающие знаки препинания.

1. Мелким чу(?)ствам зависти и себялюбию (не)должно быть места в твоей душе. 2. Радостью счастьем и надеждой всем поделись со своим другом. 3. В людях мы особенно ценим следующие черты ум волю трудолюбие. 4. Страх отчаяние надежда радость разочарование самые разнообразные чу(?)ства овладели мною. 5. Родные знакомые места узенькая речка почти заросшая тропинка к дому старый сад заставили сердце биться сильнее. 6. (Сельско)хозяйственные машины новенькие плуги и сеялки тракторы и комбайны бросаются в глаза на открытой площадк.. выставк.. .

273. Выпишите из ваших учебников физики, химии, геометрии и др. не менее трёх предложений с обобщающими словами при однородных членах. Подчеркните обобщающие слова. Определите, чем они выражены.

274. Диктант. Подчеркните однородные сказуемые и над обобщающими словами поставьте знак *. Подчеркните предложение, в котором выражена основная мысль описания. Найдите однородные подлежащие, которые очень распространены и поэтому отделены друг от друга точкой с запятой. • Выполните взаимопроверку.

Светлица была убра(н, нн)а во вкусе того времени. Всё было чисто, вымаза(н, нн)о цветной глиной. На стенах — сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обдела(н, нн)ый рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебря(н, нн)ыми бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стёклами, какие встречаются ныне только в стари(н, нн)ых церквах, на полках по углам стояли кувшины, бутылки и фляжки зелёного и синего стекла, резные серебря(н, нн)ые кубки всякой работы: венецианской, турецкой, черкесской. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты, огромный стол под образами в парадном углу; широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными пёстрыми изразцами, — всё это было очень знакомо сыновьям Тараса, приходившим каждый год домой на каникулярное время.

(По Н. Гоголю)

275. Найдите в предложениях однородные члены и обобщающие слова.

Современные мультимедийные компьютеры могут работать с пятью видами информации:

  • числовой информацией (числа);
  • текстовой информацией (буквы, слова, предложения, тексты);
  • графической информацией (картинки, рисунки, чертежи);
  • звуковой информацией (музыка, речь, звуки);
  • видеоинформацией (видеофильмы, мультфильмы, кинофильмы).

Термин «мультимедиа» происходит от соединения английских слов — multy (множественный) и media (среда). Таким образом, «мультимедиа» означает «многие среды».

мультфильм
мультимедиа
мультимедийный
мультипликация

Мультимедиа находит своё применение в различных областях: образовании, СМИ, технике, медицине, бизнесе, научных исследованиях, развлечениях и т. д.

Когда мы играем в компьютерные игры, то слышим музыку, речь и видим мультипликацию, как в мультфильме.

(По материалам Интернета)

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru