Учебник для 8 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 46. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами

Порядок разбора

  1. Знаки завершения простого предложения.
  2. Знаки разделительные в простом предложении:
    • между подлежащим и сказуемым тире (если есть);
    • между однородными членами запятые (если есть);
    • перед однородными членами после обобщающего слова двоеточие (если есть); перед обобщающим словом после однородных членов тире (если есть); двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами и тире после однородных членов, если ими не заканчивается предложение.
  3. Знаки выделительные при обращении (если есть).

Образец разбора

Луна только что выбралась из-за бугра и освещала две маленькие, тонкие, низкие тучки. (Л. Толстой)

Устный разбор

В конце предложения ставится знак завершения — точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.

Между однородными сказуемыми выбралась и освещала запятая не ставится, так как они соединены неповторяющимся соединительным союзом и. Между определениями маленькие, тонкие, низкие ставятся разделительные запятые, так как это однородные определения, связь между ними бессоюзная.

Письменный разбор

278. Спишите. Выполните устный пунктуационный разбор предложений.

  1. Будущее отныне принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда. (В. Гюго)
  2. Есть три разновидности лжи: ложь, гнусная ложь и статистика. (Б. Дизраэли)
  3. Время, труд, честность, знание, уменье владеть собой, физические, умственные и нравственные силы человека — единственные творцы всякого богатства. (К. Ушинский)

279. Выполните устный пунктуационный разбор простого предложения с однородными членами, входящего в состав сложного.

      Унылая пора! Очей оч..рованье!
      Пр..ятна мне твоя прощальная краса —
      Люблю я пышное пр..роды ув..данье,
      В багрец и в золото одетые леса,
      В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
      И мглой волнистою покрыты небеса,
      И ни..кий со(?)нца луч, и первые морозы,
      И отдалё(н, нн)ые седой зимы угрозы.

      (А. Пушкин)

280. Спишите, расставляя пропущенные разделительные запятые между однородными членами предложения. Выполните письменный пунктуационный разбор предложений.

  1. Равенство в любви и дружбе вещь святая. (И. Крылов)
  2. Хранить дружество с соседями помогать ближним и защищать угнетё(н, нн)ых издавн.. было священным обыч..ем россиян. (Ф. Глинка)
  3. Любовь к отечеству есть действие ясного ра(с, сс)удка а (не)слепая страсть. (Н. Карамзин)

В. Попков. «Осенние дожди»

281. Осень. Осенние дожди. «Унылая пора» и вместе с тем «Очей очарованье». А. Пушкин на картине В. Попкова любуется тем прекрасным пейзажем, который открывается с крыльца его дома в Михайловском. Невольно вспоминаются стихотворные строки поэта об осени. Напишите отзыв в книгу посетителей выставки; включите в него те строки А. Пушкина об осени, которые вы вспомнили, рассматривая картину «Осенние дожди».

Повторение

Контрольные вопросы и задания

  1. Какие члены предложения называются однородными?
  2. Какими способами выражается однородность?
  3. Какие союзы служат для выражения однородности?
  4. Перечислите соединительные, противительные и разделительные союзы.
  5. Какие определения являются однородными, а какие — неоднородными?
  6. Какие слова называются обобщающими?
  7. Каковы правила пунктуации при однородных членах?

282. Составьте и запишите 5 и более предложений на темы «Добро», «Правда», «Мир» по следующим схемам:

283. Сформулируйте основную мысль текста. Спишите, расставляя недостающие запятые и подчёркивая однородные члены в соответствии с тем, каким членом предложения они являются.

Мы мож..м и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя. До ид..ала мы (не)достигн..м но если постарат(?)ся быть добрее и жить хорошо, то что(нибудь) сделаем. Опыт показывает что сумма добра и зла радости и горя правды и (не)правды в человеческим обществе может то ув..личиват(?)ся то умен(?)шат(?)ся и в этом увеличен., или умен(?)шен.., конечно, (не, ни)последн..м фактором служат усилия отдельных лиц. Само христианство было(бы) тщетным и бесполезным если(бы) оно (не, ни)содействовало умножению в людях добра правды и мира.

(По Н. Лескову)

284. В данных ниже предложениях при употреблении однородных членов допущены различные ошибки. Найдите и объясните: а) смысловые ошибки, состоящие в том, что в один ряд однородных членов включены слова с более общим (родовым) и более конкретным (видовым) значением, например: мебель, стул, диван; б) ошибки в построении предложений (синтаксические). Запишите предложения в исправленном виде.

I. 1. На занятиях кружка ребята хорошо изучили устройство и обращение с компьютером. 2. Мастер хорошо знает и разбирается в технике. 3. Все зрители с удовольствием смотрели и восхищались спектаклем, игрой артистов. 4. Он испытывал уважение и восхищение к герою Великой Отечественной войны. 5. Тарас Бульба и его казаки подъехали к крепости, которая стояла у Днестра. 6. Всё: крутой берег реки, верхушки деревьев и крыши домов — были освещены лучами восходящего солнца.

II. 1. В дискуссии активно участвовали старшеклассники и молодёжь. 2. Драматические, хоровые, музыкальные, самодеятельные, танцевальные кружки пользуются у молодёжи большой популярностью. 3. На стадионе часто устраивают соревнования по лёгкой атлетике, прыжкам в высоту, гимнастике. 4. Много овощей, яблок, капусты собрали фермеры в этом году.

285. В своём произведении «Каникулярные работы институтки Наденьки N» А. Чехов приводит сочинение девочки. Попробуйте разобраться в том, что и как высмеивает в нём Чехов.

По какому плану написано это сочинение? Выделены ли в нём части? Какая часть сочинения написана не на заданную тему? Соответствует ли заключение изложенному выше в основной части? Что списала Наденька N у Тургенева? Какие фразы говорят о том, что автор не опирался на свои наблюдения над природой? Как удалось Чехову, используя предложения с однородными членами, высмеять автора сочинения? В каких случаях отсутствие переходов от одной части к другой тоже создаёт комический эффект? Какие речевые недочёты вы заметили?

Как я провела каникулы

Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом Иоанном, учеником третьего класса гимназии, на дачу. К нам съехались: Катя Кузевич с мамой и папой, Зина, маленький Егорушка, Наташа и много других моих подруг, которые со мной гуляли и вышивали на свежем воздухе. Я прочла много книг и между прочим Мещерского, Дюму, Ливанова, Тургенева и Ломоносова. Природа была в великолепии. Молодые деревья росли очень тесно, ничей топор ещё не коснулся до их стройных стволов, не густая, но почти сплошная тень ложилась от мелких листьев на мягкую и тонкую траву, всю испещрённую золотыми головками куриной слепоты, белыми точками лесных колокольчиков и малиновыми крестиками гвоздики. Солнце то всходило, то заходило. На том месте, где была заря, летела стая птиц. Где-то пастух пас свои стада, и какие-то облака носились немножко ниже неба. Я ужасно люблю природу. Мой папа всё лето был озабочен: негодный банк ни с того ни с сего хотел продать наш дом, а мама всё ходила за папой и боялась, чтобы он на себя рук не наложил. А если же я провела хорошо каникулы, так это потому, что занималась наукой и вела себя хорошо. Конец.

286. Прочитайте отрывок из статьи М. Шолохова «Слово о Родине». Какие определения (однородные и неоднородные) помогают писателю нарисовать образ истерзанной, пострадавшей во время войны Родины? Какие однородные обстоятельства места показывают, что война всюду оставила свой след? В чём особенность использованного писателем обращения? Спишите, расставьте недостающие знаки препинания. • Сколько рядов однородных членов в третьем предложении? • Выполните самопроверку.

Зима. Ночь...

Побудь немного в тишин.. и одиночестве мой дорогой соотечественник и друг закрой глаза вспомни (не)давнее прошлое и мысленным взором ты увид..шь:

Холодный белёсый туман призрачно клубит(?)ся над пустыми давно покинутыми блиндажами над обвалившимися траншеями и налитыми ржавой водой стрелковыми ячейками.

Под густым северным ветром клон..т вершины и глухо шумят и(с, сс)ечённые осколками сосны Смоленщины и Подмосковья.

Споро идёт белый пушистый снежок, словно спешит пр..крыть и..терзанную войной, священную для нашего народа землю в окрес(?)ностях бе(с, сс)мертного города Ленина.

Возле Курска и Орла возле Воронежа и Тулы стелется косая метель; падают с деревьев последние со(ж, жж)ённые заморозками листья и всюду в полях на большаках и просёлках краснеют они, как выступающая из(под) снега кровь.

Но от Сталинграда до Берлина и от Кавказа до Баренцева моря всюду увид..шь ты дорогие сердцу матери-Родины могилы погибших в сражениях бойцов. И в эту минуту ты острее вспомн..шь те бесчисленные жертвы, которые пр..несла твоя страна, и величественным реквиемом зазвучат в твоей памяти слова: «Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины!»

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru