Учебник для 8 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 47. Понятие об обособлении

Произнесите два предложения.

В каком из предложений определения только характеризуют месяц? А в каком предложении определения имеют большую смысловую нагрузку? С помощью каких языковых средств выражены эти определения?

Выделение второстепенных членов по смыслу называется обособлением.

Языковым средством обособления служит интонация.

Выделенные второстепенные члены называются обособленными второстепенными членами.

На письме обособленные второстепенные члены выделяются запятыми, реже - тире.

Термин «обособленные члены предложения» ввёл в науку известный учёный-лингвист А. М. Пешковский.

Обособленными могут быть только второстепенные члены предложения.

Все они (определения, приложения, обстоятельства, дополнения) имеют как общие, так и свои правила обособления.

Интонация обособления выражается усилением ударения, паузами, убыстрением темпа.

Обособленные члены предложения подчёркиваются так же, как и необособленные:

Слово, к которому они относятся, обозначается значком х.

287. Прочитайте, выделяя с помощью пауз и ускорения темпа речи обособленные члены. Обособленные члены выделены курсивом, паузы обозначены с помощью знака /. Какими членами предложения являются обособленные члены?

    1. В холодный зал, /луною освещённый/,
      Ребёнком я вошёл.
      Тенями рам старинных испещрённый
      Блестел вощёный пол.
    2. О счастье мы всегда лишь вспоминаем,
      А счастье всюду. Может быть, оно
      Вот этот сад осенний за сараем
      И чистый воздух, /льющийся в окно/.
    3. Океан под ясною луной,
      /Тёплой и высокой, бледнолицей/,
      Льётся гладкой, медленной волной,
      /Озаряясь жаркою зарницей/.

      (И. Бунин)

288. Прочитайте. Спишите текст, разделяя запятыми однородные члены и выделяя запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Подчеркните эти обороты как члены предложения. Обозначьте паузы, которые выделяют обособленный член. Графически покажите повышение тона, если обособленный член находится в середине предложения.

Настоящий любитель природы замечает малейшие изменения происходящие в лесу весной летом осенью.

Равнодушный к природе шагает по лесной дорог., ни на что (не)обращая внимания. Любитель природы обязательно замет..т тонкий голубоватый туман висящии над дорогой и над полянами заметит капельки росы на траве и кустах многообразие красок утре(н, нн)ей и вечерней зорь и многое из того, чего (не)увидят равн..душные к природе. И зап..хи осе(н, нн)его леса почу(?)ствует человек, близкий к природе. Пусть эти зап..хи убитые дождями заморо..ками стали бледны и еле ощутимы.

(По А. Перегудову)

289. Спишите, подчёркивая грамматические основы сложных предложений. Расставьте пропущенные запятые, разделяющие простые предложения в сложном и выделяющие обособленные второстепенные члены. Обозначьте паузы, которые выделяют обособленные члены. • Составьте схемы сложных предложений.

Если действительно существует магия звука то больше всего насыщ..но ею стра(н, нн)ое слово «пророк» от древност.. дошедшее до нас. Что(то) грозное, рокоч..щее слыш..т(?)ся в нём. Так шумит, рокоч..т простор морских вод в ночи и путник (не)видя в темноте самого моря слыш..т его пульсацию и догадывает(?)ся о близости колыш..щихся за дюнами пучин.

(По А. Хейдоку)

290. Обособленные второстепенные члены чаще всего бывают распространёнными, т. е. имеют при себе пояснительные (зависимые) слова.

Распространите зависимыми словами второстепенные члены предложения. Спишите, обозначьте паузы, которые выделяют обособленный член предложения.

1. Дальний берег, освежённый и омытый — —, рисовался в прозрачном воздухе. 2. Всё небо было испещрено звёздами, смотревшими — —. 3. Взволнованная — —, мама долго сидела молча. 4. Отчаявшаяся найти — —, девочка всё же продолжала лихорадочные поиски. 5. Путники, отдохнув — —, отправились выше в гору.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru