Учебник для 8 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 6. Основные единицы синтаксиса

Рассмотрите таблицу. В какой графе представлены единицы языка, которые:

  • называют предметы, их признаки;
  • более точно называют предмет;
  • отражают какое-то событие, факт, фрагмент действительности; служат средством общения; имеют грамматическую основу; характеризуются интонационной законченностью;
  • состоят из предложений, связанных по смыслу, расположенных в определённой последовательности?

37. Запишите в тетрадях названия синтаксических единиц языка. Приведите свои примеры.

Синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст и правила их построения

Прочитайте текст. Чем различаются единицы языка по своему назначению? Какие единицы языка изучаются в синтаксисе?

Слово — основная единица языка; оно служит для наименования предметов и их признаков, явлений и их отношений.

О человеке, который не умеет связно сказать что-то, точно сформулировать и изложить свои мысли, обычно говорят: «Он и двух слов связать не может». В действительности же, для того чтобы попросить, приказать, предупредить, поблагодарить и т. п., человек связывает друг с другом не только слова. В речи соединяются между собой и словосочетания, и отдельные предложения.

Текст и предложение служат для общения людей и непосредственно соотносят сообщаемое с окружающим миром. Но каждое предложение строится из слов, поэтому в синтаксисе изучаются и слова, только не как лексические единицы или части речи, а как члены предложения.

Слова в предложении, как вы знаете, употребляются не отдельно, а объединяясь в словосочетания, поэтому в синтаксисе изучаются словосочетания и различные формы связи слов друг с другом.

Текст и предложение - коммуникативные единицы, т. е. служат для общения, обмена мыслями, чувствами.

Словосочетание выполняет номинативную функцию, т. е. служит для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий.

38. Из слов виденье, гений, как, красота, мгновенье, мимолётный, помнить, перед, ты, чистый, чудный, я, явиться составьте два предложения. Сравните полученные предложения с известными пушкинскими строками: «Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты, как мимолётное виденье, как гений чистой красоты».

Выпишите грамматические основы составленных вами предложений, а также словосочетания, из которых они состоят.

39. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Н. Рубцова. Какие чувства и мысли вызвало у вас это стихотворение? Какие языковые средства использует поэт, чтобы передать ощущение тишины и покоя? Как вы будете читать стихотворение: громко или тихо? Почему?

Ночь на родине

      Высокий дуб. Глубокая вода.
      Спокойные кругом ложатся тени.
      И тихо так, как будто никогда
      Природа здесь не знала потрясений!
      И тихо так, как будто никогда
      Здесь крыши сёл не слыхивали грома!
      Не встрепенётся ветер у пруда,
      И на дворе не зашуршит солома,
      И редок сонный коростеля крик...
      Вернулся я — былое не вернётся!
      Ну что же? Пусть хоть это остаётся,
      Продлится пусть хотя бы этот миг,
      Когда души не трогает беда,
      И так спокойно двигаются тени,
      И тихо так, как будто никогда
      Уже не будет в жизни потрясений,
      И всей душой, которую не жаль
      Всю потопить в таинственном и милом,
      Овладевает светлая печаль,
      Как лунный свет овладевает миром...

40. Найдите и выпишите из стихотворения Н. Рубцова (упр. 39) 3 и более многозначных слова; определите, какое из значений реализуется в каждом случае. Приведите примеры номинативных и коммуникативных языковых единиц.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru