Учебник для 8 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 61. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

Вводные слова и вводные сочетания слов на письме выделяются запятыми.

371. Спишите, расставляя запятые при вводных словах. При проверке прочитайте предложения вслух с интонацией вводности.

1. Мы верно уж поладим, коль рядом сядем. (И. Крылов) 2. Видно Борзов любил птиц и животных. (В. Овечкин) 3. Я разумеется охотно согласился. 4. Правду сказать Евсеич только и делал, что снимал рыбу с моей удочки, сажал её в ведро с водой или насаживал червяков на мой крючок. 5. Вероятно рыба была испугана шумом и движением подъехавшей лодки: клёв прекратился и мы долго сидели, напрасно ожидая новой добычи. (С. Аксаков)

372. Вставьте вводные слова в отрывок из сказки Ю. Олеши «Три толстяка», используя материал для справок. Поставьте при вводных словах запятые. Укажите значение вводных слов.

Никто ... не подозревал, что Суок — живая девочка. По ... настоящая кукла наследника Тутти, находящаяся теперь во власти учителя танцев Раздватриса, вела себя с не меньшей непринуждённостью. ... очень искусный мастер сделал ту куклу. ... она не ела пирожных. Но ... наследник Тутти прав: ... действительно у неё просто не было аппетита.

Материал для справок: конечно, по всей вероятности, должно быть, правда, может быть, итак.

373. Запишите предложения, выделяя запятыми вводные слова. Определите значение вводных слов. Выполните взаимопроверку.

1. Всё замерло в ожидании первого утреннего звука. Что это будет за звук — неизвестно. Может быть робкий свист пичужки или лёгкий шум ветра в вершинах бородатых елей и корявых лиственниц, может быть застучит по дереву дятел или протрубит дикий олень. (В. Астафьев) 2. Тут мне следует вероятно сделать маленькое отступление и познакомить читателя со своей особой, ввести его так сказать в круг своей жизни и своих семейных отношений. (Л. Пантелеев) 3. Приехала из Тбилиси бабушка Люба. Машка её разумеется не узнала. За три месяца разлуки образ бабушки начисто стёрся в её памяти. Впрочем и бабушка Люба ревниво поглядывает на Машкину няню. (Л. Пантелеев) 4. Весело насвистывая, шёл Васютка по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что наверное всякая таёжная дорога начинается с затесей. (В. Астафьев) 5. Казалось кругом всё вымерло; деревянные домишки сладко дремали во тьме, — лишь на обширной площади белели каменные казённые здания. (Е. Фёдоров)

374. Прочитайте текст Н. Акимова. Кратко перескажите его, используя вводные слова во-первых, во-вторых, таким образом. Согласны ли вы с точкой зрения автора?

Два очень важных соображения положены в основу дальнейших рассуждений о правилах поведения человека.

Первое: любезное отношение к окружающим не вызывает никаких дополнительных расходов, не нарушает бюджета человека, не изнуряет его непосильным трудом. Это в полном смысле слова бесплатное приложение к жизни, причём позже, когда оно входит в привычку, оно производится уже автоматически, не теряя при этом своего благотворного воздействия.

Второе: человек, научившийся хорошо обращаться со своими ближними, не только доставляет им радость, но и сам получает от своего поведения громадное удовольствие.

Таким образом, правильно выработанное поведение не только является большим вкладом отдельного человека в общество, но этот вклад немедленно начинает приносить самому вкладчику ценнейший в мире доход — хорошее расположение духа и оптимистическое настроение.

375. Подготовьте высказывание типа рассуждения о культуре поведения. Оформите последовательность изложения аргументов с помощью вводных слов во-первых, во-вторых и т. д.

376. Диктант. Проанализируйте постановку знаков препинания. Укажите вводные слова и их значение.

Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы? Во-первых, я пишу не повесть, а путевые записки; следовательно, не могу заставить штабс-капитана рассказывать прежде, нежели он начал рассказывать в самом деле. Итак, погодите, если хотите, переверните несколько страниц, только я вам этого не советую, потому что переезд через Крестовую гору достоин вашего любопытства.

(По М. Лермонтову)

Вводные предложения бывают двусоставные и односоставные.

В начале вводного предложения возможны союзы как или что.

Новый сорт яблок, как считают специалисты, принесёт по осени богатый урожай. Влаги, что для нас особенно важно, этой весной на полях вполне достаточно.

Вводное предложение на письме выделяется запятыми.

Если же оно стоит в середине предложения и на него обращается особое внимание, то вместо запятых употребляется тире.

377. Вводные предложения, выделенные с помощью тире, имеют особую интонацию: паузы становятся более продолжительными, сила голоса увеличивается. Прочитайте данные предложения, учитывая эти особенности. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. В вводных предложениях подчеркните грамматическую основу.

1. В доме ты говоришь (ни)кого нет? (И. Тургенев) 2. Тебе я знаю не понять мою тоску, мою печаль. (М. Лермонтов) 3. Дни, недели, два месяца уед..нённой деревенской жизни прошли (не)заметно как к..залось тогда. (Л. Толстой) 4. Как выр..жаются моряки ветер крепчал. (А. Чехов) 5. При ра(с, сс)тавании слёз не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и что гораздо важнее умное наставление. (Н. Гоголь) 6. Дальше как вы сами можете легко дог..даться наш отряд направился к реке. 7. Жучка шла (на)встречу (не)знакомому человеку и что мне показалось странным не лаяла.

378. Перепишите, заменяя вводные слова и вводные сочетания слов вводными предложениями с тем же значением. В качестве сказуемых вводных предложений используйте глаголы полагать, предполагать, говорить, считать, утверждать, думать, рассказать.

1. Вкуснее винограда, по-моему, фруктов нет. 2. Ц..трусовые в (не)далёком будущем, по словам учёных, продвинутся далеко на север. 3. За улучшение здоровья бабушка, по мнению папы, должна благодарить целебный воздух Алтайских гор. 4. На Кавказе, кажется, небо самое красивое. 5. На Кавказе, близ Эльбруса, по словам специалистов-горн..лыжников, круглый год прекрасные условия для тренировок. 6. В Колхиде, по рассказам местных жителей, совсем недавно было много болот.

379. Составьте предложения, включив в них следующие вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения.

      по-моему...
      по моему мнению...
      как я думаю...

      известно...
      как известно...
      как нам стало известно..

      вероятно...
      вполне вероятно...
      как мы предполагали.

Не следует смешивать с вводными словами наречия и частицы, которые запятыми не выделяются: вдруг, никогда, как раз, всё-таки, будто, как будто, ведь, даже.

380. Запишите предложения, включив в них слова будто, как будто, ведь, как раз, всё-таки, вдруг, никогда, даже.

Образец. Перед выходом на сцену актёры всё-таки сильно волнуются. Шутка была не совсем уместной, и поэтому никто даже не улыбнулся.

381. Определите, какие из данных слов являются вводными, а какие нет.

По-моему, однажды, очевидно, вдруг, разумеется, к счастью, по-видимому, иногда, в самом деле, конечно, естественно.

382. Найдите лишнее слово, не являющееся вводным.

По-летнему, бесспорно, конечно, к сожалению.
Во-вторых, итак, всё-таки, возможно.
Несомненно, наконец, следовательно, как раз.

383. Вставьте в предложение вводные слова, вводные сочетания слов с различными значениями.

Экскурсия в Третьяковскую галерею удалась.

Материал для справок: к счастью, бесспорно, таким образом, итак, следовательно, по мнению учителя, по-видимому.

384. Запишите предложение, высказывая предположение и вводя аргументы с помощью вводных слов. Поставьте нужные знаки препинания.

Я - - задержусь в г..стях у товарища; - - хочется послушать музыку, - - посмотреть новые фотографии и - - просто поговорить с друзьями.

Составьте 3-4 предложения, в которых с помощью вводных конструкций указываются важные даты и события в истории отечественной космической авиации. Используйте материалы из энциклопедий, справочных пособий и Интернета. Познакомьте с этой информацией своих одноклассников.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru