Учебник для 9 класса

РУССКИЙ ЯЗЫК

       

§ 34. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Прочитайте.

Найдите бессоюзные сложные предложения, в которых вторая часть поясняет, раскрывает, конкретизирует содержание первой части. Какой разделительный знак употреблён в этих бессоюзных предложениях?

Как назван в тексте этот знак? Почему?

В эти памятные холодные дни наш класс занимался знаками препинания. Учительница была у нас удивительная: она, как лоцман, проводила нас сквозь точки и запятые.

Мы благополучно дошли до двоеточия.

— Знаете ли, ребята, что означают две точки, двоеточие?

Мы молчали. Откуда нам было знать?

— Двоеточие — это распахнутое окно... Например, я раскрыла окно и увидела... Что я увидела? Посмотрите в окно! Я увидела липу, ольху, акацию. Распахнём окно у двоеточия: к причалу подходят пассажирские, грузовые, буксирные и самоходные баржи.

Мы поняли. И принялись энергично распахивать окно двоеточия. Всем ясно, что окна распахиваются только весной, когда тепло. Распахнулись окошечки двоеточия: загудели ветры южного моря, тёплые волны бились в берега. Стало теплее.

И я полюбила двоеточие. И с тех пор я с радостью и ожиданием чудесного распахиваю этот прекрасный знак.

(По С. Георгиевской.)

Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится в следующих случаях:

1. Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части (между обеими частями можно поставить союз потому что).

Предметы теряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. (И. Гончаров.)

2. Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание всей первой части или каких-либо её членов (между обеими частями можно вставить союз а именно).

У моряков есть прекрасный обычай: когда судно уходит в дальний рейс, то все стоящие в бухте суда провожают его гудками.

3. Вторая часть поясняет сказуемое первой части (между обеими частями можно вставить союз что или глаголы увидел, услышал, почувствовал с союзом что).

О, знаю я: трон ждёт тебя. (А. Пушкин.)

Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звёзды. (М. Горький.)

195. Бессоюзные связи в сложном предложении создают лёгкость, естественность, непосредственность; обеспечивают лаконичность в изложении мыслей. Своеобразие прозы М. Ю. Лермонтова определяется в значительной мере стремлением равняться на образцовую в отношении правильности, точности и выразительности разговорную речь. Отсюда и употребительность бессоюзных сложных предложений в романе «Герой нашего времени».

В главе «Тамань» содержатся бессоюзные сложные предложения с изъяснительными и пояснительными отношениями. Их употребление связано с содержанием главы: Печорин попал в непривычную обстановку, которая кажется ему загадочной. Он вторгается в жизнь контрабандистов, ищет объяснения поступкам девушки, слепого мальчика, проявляя при этом зоркую наблюдательность, настойчивость, презрение к опасности.

Прочитайте бессоюзные сложные предложения с предупредительной интонацией. Объясните постановку двоеточия. Употребляется ли в разговорной речи выделенное слово?

1. Я засветил серную спичку и поднёс её к носу мальчика: она озарила два белых глаза. Он был слепой, совершенно слепой от рождения. 2. Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. 3. Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо него и скрылся бог знает куда. 4. Я, с трудом спускаясь, пробирался по крутизне и вот вижу: слепой приостановился, потом повернул низом направо. 5. Меня, однако, поразило одно: слепой говорил со мной малороссийским наречием, а теперь изъяснялся чисто по-русски. 6. Я поднял глаза: на крыше моей хаты стояла девушка в полосатом платье с распущенными косами, настоящая русалка. 7. Я вошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель.

196. В упражнении даны предложения, взятые из трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность». В центре трилогии Николенька Иртеньев, стремящийся разобраться в окружающей жизни, определить своё отношение к ней. Перед Николенькой возникает множество сложных вопросов: зачем? отчего? почему? Во многих случаях именно с этим связано использование Л. Н. Толстым конструкций с причинно-следственным значением.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

• Обозначьте орфограммы, относящиеся к слитному и раздельному написанию не и ни.

Подчеркните части сложных предложений, равные по строению простым односоставным предложениям.

1. Мне хотелось смеяться и хотелось плакать нервы были расстрое(н, нн)ы. 2. Мне (ни)сколько (не)грустно умственный взор мой обр..щён в будущее. 3. Я (не)только (не, ни)смел поцел..вать Серёжу Ивина, но (не, ни) смел даже называть его Серёжей, а (не)пременно Сергей так уж было заведено у нас. 4. На третьей стене висели две линейки одна — изреза(н, нн)ая, наша, другая — новенькая, Карла Иваныча. 5. Я выходил из комнаты мне страшно, (не)ловко и совестно было оставаться одному с братом. 6. Но уед..нение было всё(таки) очень тяжело мне хотелось двига(т, ть)ся, рассказать кому(нибудь) всё. 7. Доброе лицо Карла Иваныча, его участие заставляли слёзы течь ещё обильней мне было совес..но. 8. Бывало, он меня (не)замечает, а я стою у двери и думаю Бедный, бедный старик! Мы играем нам весело а он — один-одинёшенек и (ни)кто его (не)пр..ласкает.

197. Выпишите бессоюзные сложные предложения, в которых: 1) вторая часть разъясняет содержание первой (между частями можно вставить союз а именно); 2) вторая часть поясняет сказуемое первой части (между частями можно вставить союз что или глагол увидел с союзом что). Поставьте пропущенные знаки препинания. Составьте интонационную схему третьего предложения.

198. Закончите начатые предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения. Подчеркните главные члены в записанных предложениях. • Укажите наречия. Все ли они образованы одним и тем же способом?

1. Сегодня у любителей хоккея праздник - - . 2. Уже вечером появятся хоккеисты, счастливые и огорчённые - - . 3. В прошлогоднем чемпионате у известной столичной команды был очень удачный старт - - . 4. Теперь состав команды изменился - - . Не тот он и по качеству игры - - . 5. Особенно удачно выступили новички - - . 6. Гол был забит по вине вратаря - - . 7. По реакции зрителей и (не)глядя на лёд, можно было сказать - - . 8. Защитник стремительно оглянулся - - . 9. Команда противника напоминала «Спартак» в его лучшие годы - - . 10. Зрители увидели острую игру - - . 11. Опасные моменты у ворот об..их команд возникали часто - - .

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru