Крестьянская община с 40-х гг. 19 в.
находилась под пристальным вниманием
мыслителей России. Ее наблюдали, изучали, о ней
спорили славянофилы; революционеры-демократы
и народники видели в ней
общественную ячейку, которая облегчала
вступление России в социализм, минуя капитализм.
Что же представляла собой община,
будоражившая умы, породившая утопические идеи?
Сельская община — прежде всего
общественный и трудовой коллектив
земледельцев, возникший в глубокой древности на
основе кровно-родственных и территориальных
связей. Ее развитие на протяжении 10 веков
неразрывно связано со становлением и
эволюцией государства. В России эпохи феодализма
сельская община — территориальное
объединение, в которое входили крестьяне, жившие
по соседству в нескольких малодворных
деревнях или в одной многодворной. Мелкое,
индивидуальное производство крестьянских
семей держалось на трудовой кооперации, столь
необходимой в условиях зависимости
натурального хозяйства от
природно-климатических условий, плодородия земли,
цикличности сельскохозяйственных работ.
Просуществовав с 9 по 20 в., община не
оставалась неизменной. Соседские общины
времени «Русской Правды» — это «верви»,
организации круговой поруки, они несли
ответственность за поддержание порядка на
своей территории, а в случае преступлений
своих сочленов платили штрафы князю.
В период 14 — 17 вв. территория общины
совпадала с волостью, в нее входили село
(5 — 10 дворов) и тяготеющие к нему малодворные
деревни (15 — 20). В 17 в., когда
появились крупные многодворные селения,
общину составляли жители одной деревни.
Крестьянская община, или мир, как она
называлась в документах, существовала во
владениях монастырей, бояр, помещиков, а также
на государственных и дворцовых землях. Ее
признавала как государственная, так и
вотчинная власть. На ранних этапах развития она
имела свое управление, суд, поддерживала
общественный порядок. С формированием
государства община уже не участвовала в
решении вопросов войны и мира, внешней
политики и др. Постепенно государственная власть
приспосабливала общинную организацию для
своих нужд, используя ее исконные функции.
Выборные должностные лица общины —
старосты, сотские, пятидесятские в 14 — 15 вв.
составляли низшее звено княжеского
административного аппарата. Они разыскивали
преступников в пределах общины-волости,
участвовали в княжеском суде как заседатели,
свидетели, несли ответственность за
организацию сбора налогов и отбывание
повинностей. С укреплением феодального строя
крестьяне попадали в зависимость от частных
феодалов, общины-волости разрывались, их
части оказывались в границах феодальных
владений. Община не исчезла, но сильно
видоизменилась.
С течением времени она не утрачивала
свои характерные признаки. Община по-
прежнему имела самоуправление, а ее дела
решал мирской сход. На него собирались все
самостоятельные крестьяне-дворохозяева
или представители от деревень. В
пореформенное время (тогда общины были
однодеревенские) на сходе присутствовало все
взрослое население. Принятые на нем решения
были обязательны для всех крестьян. Любая
попытка противопоставить себя общине
осуждалась и решительно пресекалась. На
сходах выбирали (обычно на год) общинное
руководство: старосту и его помощников —
сотских, десятских, целовальников. Они
присягали и при этом целовали крест, обязуясь
блюсти интересы мира и представлять их в
отношениях с государством и вотчиной. Мир
доверял избранной администрации ведение
необходимых дел и обязывался не
препятствовать ей. Чем активнее вел себя сход, чем
более был независим от вотчинной власти,
тем сильнее и шире становилось
самоуправление общины. Конечно, некоторые феодалы,
особенно во второй половине 18 — первой
половине 19 в., низводили общину до
положения придатка к вотчинному аппарату, и тогда
сход играл формальную роль.
Одна из главных хозяйственных задач
общины — поддержание порядка владения и
пользования землей. Каждый крестьянин-
дворохозяин и глава семьи имел свой кусок
пахотной земли, который переходил по
наследству к потомкам по мужской линии.
Выгонами, сенокосами, лесами, водами крестьяне
пользовались сообща, по установленным ими
правилам. Каждый хозяин получал участки
разного качества в каждом из полей, и
поэтому наделы земли в общине были расположены
чересполосно, чтобы быть в равных условиях
с другими. Так сочетались в общине частное и
общее начала в землевладении, что придавало
ей жизненную силу и прочность устоев.
Регулируя пользование землей, община строго
следила за соблюдением межей, их
обновлением; не допускала запустения земель и
отдавала выморочные или бесхозные участки на
обработку заинтересованным крестьянам;
разбирала и решала спорные дела,
поземельные и семейные конфликты; утверждала
сделки на землю между крестьянами. С 15 в.
общинник мог продать свой участок как члену
своей общины, так и человеку со стороны (им
мог быть и феодал). Непременным условием
сделки было правило: покупатель должен
нести налогово-повинностные обязательства
прежнего хозяина. В 17 — 18 вв. крестьяне
крупных монастырей и феодалов,
вотчинников и помещиков могли совершать сделки с
землей только в границах своей общины,
шире — в пределах владения.
Не менее важная задача общины —
раскладка повинностей, определение вклада
каждого хозяйства в выплаты феодалу,
государству и на мирские нужды. Тягло как
совокупность налогов и повинностей (см.
Налогообложение) находилось в соответствии с
размером обрабатываемой земли. Община
учитывала при разверстке податей «силу»,
т. е. доходность и рабочие руки, имевшиеся во
дворе, позволявшие «тянуть тягло» именно
того или иного размера. В уплате налогов и
несении повинностей крестьян связывала
круговая порука. Если кто-нибудь из общинников
не платил причитающихся податей, то их
сумма развёрстывалась на всех членов
крестьянского мира. Это обстоятельство
препятствовало разрыву общинных связей и с течением
времени стало мешать выходу из общины.
Постепенно соразмерность земли и тягла
нарушалась, так как происходили изменения в
численности дворов, семейном составе
хозяйств, массиве обрабатываемой земли. Тогда
община проводила переверстки-поравнения,
прибавляя землю тем деревням и хозяйствам,
которые в ней нуждались, отрезая и
перераспределяя ее в других местах и хозяйствах.
Действия с землей обязательно утверждались
решением схода и документом; при этом
землепользование деревень и отдельных дворов
выравнивалось, чересполосица уменьшалась,
соответствие наделов и тягла
восстанавливалось. В 19 в. стал периодично проводиться
полный передел земли между общинниками.
Он заключался в перемеривании и
перераспределении («равенстве») всех угодий:
пахотных, сенокосных, выгонных, а нередко и
усадебных между всеми членами общины, либо
по душам мужского пола, либо по тяглам
(т. е. семейным парам). В ходе передела
земельное хозяйство общины приводилось в
соответствие с трудовыми возможностями и
потребностями ее членов. Переделы были
радикальным способом регулирования земельных
отношений, а поравнения избавляли от
недовольства и конфликтов.
Для решения каждодневных (особенно
спорных) дел общинные власти привлекали
третьих лиц, обладавших большим опытом в
сельском хозяйстве и умевших определить
размер пашни, по растущим колосьям —
будущий урожай и др.
По мере усиления власти феодала над
крестьянами община делалась менее
действенной, становилась лишь частью управления
вотчины.
На протяжении всего своего существования
община была организацией мелких крестьян-
производителей, поддерживавшей
традиционный хозяйственный и бытовой уклад жизни,
защищавшей их перед властью даже в пору
крепостничества. Контролируя
землепользование и обложение, раскладку и сбор налогов,
хозяйственные и семейно-бытовые устои,
община препятствовала пауперизации
крестьян, сдерживала инициативу зажиточных,
которые тяготились общинными порядками.
Реформа 1861 г. (см. Александр II и
реформы 60 — 70-х гг. 19 в.) не расшатала
общинных порядков, хотя после нее крестьянские
хозяйства стали сильнее втягиваться в
рыночные отношения, резче расслаиваться на
полярные группы. В 1881 — 1893 гг.
правительство провело ряд законов по
консервации общины, направленных против «язвы
пролетариатства». В 1893 г. был установлен
срок проведения переделов через 12 лет.
Столыпинская аграрная реформа сильно
подорвала общинное землевладение, но
полностью не смогла его ликвидировать. Лишь
проведенная большевиками насильственная
коллективизация окончательно покончила с
общинными традициями в русской деревне.