Отечественная
история

       

Союз Советских Социалистических Республик

Предшественницей СССР была РСФСР, созданная после Октябрьской революции 1917 г. на части территории бывшей Российской империи. Большевики предложили народам идею равенства и братства в рамках союзного — федеративного — государства. Идея эта разоружила национальные движения на окраинах бывшей Российской империи, позволила остановить интенсивный процесс ее распада, гарантировала политическую и экономическую самостоятельность народам, ее населяющим. Огромную роль в реализации этой идеи сыграла Красная Армия. Между РСФСР и рядом вновь созданных социалистических республик — Украиной, Белоруссией и др. — были заключены двухсторонние и многосторонние соглашения по военным, хозяйственным и внешнеполитическим вопросам.

Осенью 1922 г. при обсуждении вопроса о политическом союзе республик в руководстве возникли разногласия по поводу устройства будущего государства. И. В. Сталин считал, что республики должны войти в состав РСФСР в качестве ее автономных единиц, т. е. на условиях полного отказа от суверенных прав. План «автономизации» В. И. Ленин подверг резкой критике. Будучи сторонником унитарного — единого — государства (им легче управлять), Ленин считал необходимым хотя бы на время иметь в будущем государстве федеративную организацию связей центра и территорий, предполагающую значительную самостоятельность последних.

Тогда, в 1922 г., ему удалось убедить в этом своих соратников. Пытаясь с помощью федерации решить чрезвычайно больной для России национальный вопрос, урегулировать межнациональные отношения, руководство партии и государства избрало для ее построения национальный принцип, чем заложило мину замедленного действия под само государство, поскольку такая его форма в значительной степени способствует разделению народов по всевозможным, иногда и надуманным, признакам. Практически с самого начала существования СССР в его устройстве преобладали унитарные начала, республики постепенно утрачивали закрепленные за ними права, что объяснялось, как правило, политическими мотивами: внешней угрозой, обострением классовой борьбы внутри страны и т. п. К концу 30-х гг. СССР представлял собой унитарное государство с «элементами» федерализма. [an error occurred while processing this directive]

Договор об образовании СССР 27 декабря 1922 г. был подписан РСФСР, Украиной, Белоруссией и только что созданной Закавказской Федерацией (предложение Грузии о раздельном вступлении в СССР Закавказских республик не было принято). 30 декабря 1922 г. в Большом театре в Москве собрался I Съезд Советов СССР, утвердивший Декларацию об образовании СССР и Договор об образовании СССР. В декларации отмечалось, что СССР — добровольное объединение равноправных народов, доступ в которое открыт всем советским социалистическим республикам, как существующим, так и могущим возникнуть в будущем. За каждой республикой формально сохранялось право выхода из состава СССР, но механизм выхода не был выработан. В договоре определялись основы объединения республик. В отличие от компетенции республик компетенция СССР была определена весьма подробно — она насчитывала 22 пункта.

Провозглашалось верховенство федеральных законов, регламентировался порядок создания федеральных органов, оговаривались способы опротестования их решений и т. п. Утверждение, изменение и дополнение союзного договора подлежали исключительно ведению Съезда Советов СССР. На II Съезде Советов в январе 1924 г. была принята Конституция СССР.

СССР складывался постепенно. 27 октября 1924 г. на территории Туркестанской АССР, входящей в РСФСР, были образованы две союзные республики — Узбекская и Туркменская. 5 декабря 1929 г. Таджикская АССР, входившая в состав Узбекской ССР, была преобразована в союзную республику. 5 декабря 1936 г. была упразднена Закавказская Федерация и три республики — Грузия, Армения и Азербайджан — вошли в состав СССР непосредственно. Казахская и Киргизская АССР, входившие до этого в РСФСР, стали союзными республиками. Таким образом, Конституция СССР 1936 г. закрепила в составе СССР уже 11 союзных республик.

Дальнейшее увеличение числа союзных республик было связано с советско-финляндской, второй мировой и Великой Отечественной войнами. После войны с Финляндией часть ее территории перешла к СССР, была присоединена к Карельской АССР, являвшейся частью РСФСР, в результате чего 31 марта 1940 г. была создана Карело-Финская ССР. Почти год спустя после начала второй мировой войны и присоединения к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии, входивших прежде в Российскую империю и утраченных в результате советско-польской войны и договора 1921 г., Бессарабии, бывшей с 1918 г. частью Румынии, 2 августа 1940 г. была создана Молдавская ССР.

До этого Молдавская АССР была частью Украинской ССР. После вступления советских войск на территорию Прибалтийских республик и организации там «социалистических революций» в СССР вошли Эстонская ССР (21 июля 1940 г.), Литовская ССР (3 августа 1940 г.) и Латвийская ССР (5 августа 1940 г.).

Герб СССР — государственный символ первой в мире страны социализма.

Теперь их стало 16. Незначительное увеличение территории СССР в последующие годы к созданию новых союзных республик не привело. Более того, 16 июня 1956 г. Карело-Финская ССР была преобразована в Карельскую АССР в составе РСФСР.

Число автономных республик, являвшихся частью союзных, с течением времени также менялось. Государственный аппарат СССР определялся главным образом конституциями, которых за все годы его существования было три: 1924, 1936, 1977 гг.

По Конституции 1924 г. высшими органами власти в стране являлись Съезд Советов СССР, созывавшийся до 1927 г. раз в год, а затем раз в два года, и двухпалатный Центральный исполнительный комитет (ЦИК) как постоянно действующий орган между созывами съездов. Между сессиями ЦИКа действовал его президиум. Съезд формировался на основе многоступенчатых, неравных (для городских и сельских избирателей) выборов путем открытого голосования, в основном по производственному принципу. Сохранялись ограничения для семи категорий населения.

Избирательных прав лишались частные торговцы, лица, живущие на нетрудовые доходы, монахи и служители культа, бывшие служащие полиции, жандармерии, охранных отделений и др. Правительство — Совет народных комиссаров СССР — состояло из народных комиссаров, число которых постепенно увеличивалось, и руководителей некоторых других ведомств.

Общефедеральными органами управления были в основном народные комиссариаты. Судебную систему возглавлял Верховный суд СССР, имущественные споры разрешались арбитражными судами, надзор за законностью осуществлялся органами прокуратуры. Система органов власти в союзных республиках была аналогична федеральной. Они действовали в соответствии с Конституцией СССР и конституциями своих республик.

На местах существовали Советы и их исполнительные комитеты. Ко времени создания СССР они утратили даже элементы самоуправления, наметилось сращивание аппарата исполнительной власти с партийным аппаратом, ставшее затем реальностью. Исполкомы отодвинули Советы на второй план и действовали, как и весь государственный аппарат СССР, под непосредственным руководством и контролем партийных органов. Советская система пережила СССР и прекратила свое существование в конце 1993 г.

Конституция СССР 1936 г. заменила съезды Советов СССР и республик верховными советами (в СССР Верховный Совет был двухпалатным, состоявшим из Совета Союза и Совета Национальностей), между сессиями которых действовали их президиумы, внесла изменения в избирательную систему.

В марте 1946 г. наркоматы были переименованы в министерства и правительство стало называться Советом Министров СССР. В 1957 — 1965 гг. вместо промышленных и строительных министерств СССР в административно-территориальных районах были созданы Советы народного хозяйства. В 1965 г. основным звеном управления вновь становятся министерства, территориальная система управления заменяется отраслевой.

Конституция СССР 1977 г. изменений в систему государственных органов не внесла. В связи с принятием законов «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР», «О выборах народных депутатов СССР» (оба от 1 декабря 1988 г.), «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» (14 марта 1990 г.) в СССР установилась следующая структура органов государственной власти: Съезд народных депутатов СССР, Верховный Совет СССР, Президент СССР, Совет Федерации, Правительство (с марта 1991 г. — Кабинет министров), Комитет конституционного надзора.

5 сентября 1991 г. V Съезд народных депутатов СССР принял законы, определяющие систему органов власти и управления в переходный период. В соответствии с ними высшим органом представительной власти в стране вновь становится двухпалатный Верховный Совет. На межреспубликанской основе создавались Государственный Совет и Межреспубликанский экономический комитет.

В разное время в СССР существовали чрезвычайные органы. Их деятельность носила общефедеральный (например, Государственный комитет обороны в 1941 — 1945 гг.) и региональный (например, Комитет особого управления Нагорно-Карабахской автономной области, 1989 г.) характер.

По территории, унаследованной в основном от Российской империи (22,4 млн. кв. км), СССР являлся крупнейшим государством мира, занимавшим одну шестую часть обитаемой суши. По численности населения СССР уступал лишь Китаю и Индии. На начало 1989 г. в СССР проживало 287,6 млн. человек, свыше ста больших и малых народов, различных по языку, культуре, особенностям быта, тесно связанных общностью исторических судеб. Около половины населения составляли русские.

СССР являлся страной с богатым экономическим потенциалом, занимая ведущее место в мире по разведанным запасам угля, природного газа, других полезных ископаемых, страной богатейших культурных и иных традиций. Однако возможности его не были полностью реализованы. Свертывание новой экономической политики, ликвидация даже элементов рыночных отношений как в городе, так и в деревне, варварские методы проведения индустриализации и коллективизации, спровоцированный политикой партии голод начала 30-х гг., массовые политические репрессии, стремление к военному паритету с наиболее развитыми государствами, Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг., «холодная война» в течение многих лет, антидемократический однопартийный режим, характерный практически для всех лет существования СССР, и многое другое способствовали сползанию страны к кризису в экономике. Хотя за почти семьдесят лет она неузнаваемо изменилась, превратившись в крупную индустриальную державу с мощным военно-промышленным комплексом, с огромным и богатым интеллектуальным, научным потенциалом, стала страной, обеспечившей всему населению социальную защищенность, бесплатное образование и медицинскую помощь, стабильные на протяжении десятилетий цены на основные продукты питания, небольшую плату за жилье, известную уверенность в будущем.

Цена всего этого оказалась очень высокой: из страны крестьянской она превратилась в страну без крестьянства, огромный урон был нанесен природным ресурсам.

В конце 80-х гг. экономический кризис дополнился политическим, ослабла стержневая роль КПСС, Прибалтийские республики потребовали выхода из состава СССР, другие объявили о своем суверенитете. Руководство страны ответило на это экономической блокадой одних республик, вводом войск в столицы других. В марте 1991 г. большинство населения страны на референдуме высказалось в пользу обновленного союза республик (в том числе 71% граждан РСФСР, участвовавших в нем). Но усилия М. С. Горбачева — первого и последнего президента СССР — подписать новый союзный договор, расширяющий права республик, не увенчались успехом. Попытка государственного переворота в августе 1991 г. только ускорила процесс распада СССР. 8 декабря 1991 г. главы республик Российской Федерации, Украины и Беларуси подписали соглашение о ликвидации СССР и создании Содружества Независимых Государств. 25 декабря М. С. Горбачев сложил президентские полномочия. СССР прекратил свое существование, его правопреемницей на международной арене стала Российская Федерация.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru