Отечественная
история

       

Декабристы

Вначале 19 в. многие просвещенные люди в России все яснее понимали необходимость кардинальных перемен в сфере социально- экономических отношений и государственного строя в условиях буржуазных революций на Западе и начавшегося разложения феодально-крепостнической системы. Они видели, что самодержавие не желает да и не может провести необходимые преобразования. В результате передовая часть общества стала в оппозицию власти, резко критикуя последнюю, проявляя стремление к революционной борьбе с правительством. Движение декабристов — первая серьезная попытка со стороны недовольных противостоять власти.

Отечественная война 1812 г. вызвала взрыв патриотизма в русском обществе; во время заграничных походов 1813 — 1814 гг. их участники поближе познакомились со строем жизни европейских государств и увидели, до какой степени отсталой страной была самодержавно-крепостническая Россия. Уже с 1815 г. в Санкт-Петербурге появились офицерские кружки, где обсуждалось положение в России. Гвардейские офицеры, охваченные жаждой решительных перемен, А. Н. и Н. М. Муравьевы, С. И. и М. И. Муравьевы-Апостолы, С. П. Трубецкой, И. Д. Якушкин явились инициаторами создания в в 1816 г. «Союза спасения», именовавшегося также «Обществом истинных и верных сынов Отечества».

Организация эта, объединившая около 30 человек, носила строго конспиративный, заговорщический характер: предполагалось захватить власть путем вооруженного переворота и цареубийства, а затем сверху провести необходимые преобразования — отменить крепостное право и ввести конституцию. Но по мере того как организация расширялась, в ней стали преобладать сторонники перемен, не желавшие прибегать к революционным средствам. С их точки зрения, власть нужно было не свергать, а подталкивать к преобразованиям. [an error occurred while processing this directive]

Под влиянием подобных настроений «Союз спасения» в 1818 г. был преобразован в «Союз благоденствия». У него имелся устав «Зеленая книга». Новая организация, включавшая около 200 членов, состояла из коренной управы и местных управ в Санкт-Петербурге, Москве, на Украине. Она ставила перед собой те же цели, что и предшествовавший ей «Союз спасения». Добиться их члены «Союза благоденствия» пытались прежде всего путем широкой пропаганды своих взглядов — в печати, в салонных беседах, в проектах, предлагаемых на рассмотрение правительства. Кроме того, они вели довольно широкую филантропическую и просветительскую деятельность.

Преобразовательные устремления «Союза» не встретили отклика со стороны правительства. В 1821 г. радикально настроенные члены «Союза благоденствия» организовали его роспуск, с тем чтобы избавиться от «миролюбиво» настроенных, колеблющихся, случайных людей и вернуться на путь революционной борьбы. В том же году в Санкт- Петербурге возникло Северное общество, а на Украине, где была расквартирована значительная часть русской армии, — Южное общество. Их руководители — Н. М. Муравьев и П. И. Пестель — разработали четкие и обстоятельные программы реформ.

На Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Акварель К. И. Кольмана. 1830-е гг.

Н. М. Муравьев в своей «Конституции» предлагал ввести в России конституционную монархию и основные политические свободы. Царь оставался главой исполнительной власти, а высшим органом законодательной власти должно было стать Народное вече, избираемое на основе довольно высокого (500 руб.) имущественного ценза. Крепостное право отменялось, и каждый выходящий на волю крестьянин наделялся двумя десятинами земли, что было, конечно, слишком мало для ведения хозяйства.

«Русская правда» П. И. Пестеля была радикальнее во всех отношениях. Россия у Пестеля — демократическая республика, все органы которой — законодательный, Народное вече, и исполнительный, Державная дума, — формировались бы путем всеобщих для мужчин выборов без какого-либо имущественного ценза. Крепостное право ликвидировалось, причем из казенных, монастырских и частично конфискованных у крупных помещиков земель создавался общественный фонд, из которого каждый земледелец получал в пользование надел, обеспечивающий минимум его потребностей. Эту землю нельзя ни продавать, ни закладывать. Остальная земля составляла частный фонд и могла переходить из рук в руки, служа «доставлению изобилия» тем, кто успешно вел свое хозяйство. Столицу государства (по Пестелю — унитарного, по Муравьеву — федеративного) предполагали перенести в Нижний Новгород.

Для проведения преобразований планировалось установить на время диктатуру в лице Временного революционного правительства. Программные документы декабристов, чрезвычайно интересные для характеристики общественного движения, носили в целом весьма умозрительный, абстрактный характер, основывались не столько на знании реальных условий русской жизни, сколько на отвлеченных теоретических рассуждениях. Что касается методов действия, то новые организации вернулись на путь заговора и подготовки вооруженного переворота. 14 декабря 1825 г., после смерти Александра I, Северное общество, воспользовавшись обстановкой междуцарствия, вывело на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге некоторые гвардейские части, пытаясь сорвать присягу новому царю — Николаю I. 29 декабря на Украине вспыхнуло инспирированное Южным обществом восстание Черниговского полка. Их участники действовали неуверенно, и оба восстания были подавлены Николаем I, который затем беспощадно расправился с восставшими.

Следственный комитет, учрежденный в Санкт-Петербурге по делу декабристов, организовал политический процесс, по размаху дотоле невиданный в России. 121 человек предстал перед Верховным уголовным судом. Пятеро руководителей движения — поэт К. Ф. Рылеев, П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский — были повешены; остальных декабристов царский суд осудил на каторжные работы, ссылку в Сибирь, разжаловал в солдаты. Только через 30 лет, в 1856 г., после смерти Николая I и восшествия на престол нового царя — Александра II, оставшиеся в живых декабристы были помилованы и получили разрешение вернуться в Европейскую часть России.

Первыми революционерами в России стали представители передового дворянства, оказавшиеся более восприимчивыми к прогрессивным идеям, чем молодая русская буржуазия, политически и экономически слишком слабая и не завершившая процесс своего формирования. В России, в отличие от стран Западной Европы, не сложилось массовое и мощное третье сословие, способное стать во главе борьбы против феодальных порядков. Налицо определенное противоречие между дворянским составом участников декабристского движения и буржуазным характером их программных требований. Декабристы положили начало революционному движению в России, вдохновив следующее поколение революционеров. Но подавляющее большинство российского общества первой трети 19 в. было не готово к восприятию их идей.

Дворянские революционеры намного опережали свое время, они не могли получить массовую поддержку в стране.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru