Учебник для 10-11 классов

ТЕХНОЛОГИЯ

   

Введение

Благополучие современного общества в значительной степени зависит от уровня освоения новых высокоэффективных природосберегающих технологий. Известно, что лидирующее положение в мировой экономике занимают государства, внедрившие во все сферы жизни передовые технологии и тем самым обеспечившие их населению более высокий жизненный уровень. Нет сомнения в том, что в XXI веке человечество будет активно осваивать новейшие технологии, улучшая условия своей жизнедеятельности, сохраняя и возрождая природу.

На уроках в начальной и основной школе вы уже ознакомились с наиболее распространенными технологиями. Глубже освоить технологические знания вы сможете в профессиональных учебных заведениях.

Настоящий учебник, завершая школьный курс технологии, одной из своих задач ставит жизненное и профессиональное самоопределение выпускников в условиях современного мира. Основная идея учебника заключается в том, что жизнь и, в частности, наши отношения с окружающей действительностью в большой мере технологичны, поскольку каждый день в любой деятельности перед человеком возникают всевозможные проблемы, с которыми нужно уметь справляться таким образом, чтобы мир и человек стали в результате совершеннее. Поэтому каждую проблему необходимо осознавать как задачу, для решения которой существуют свои оптимальные способы, своя продуктивная технология — ноу-хау, что с английского буквально переводится «знаю как».

Технологический подход к жизненным и производственным задачам требует постоянного совершенствования, если хотите, тренировки такого качества ума, как креативность — способность творчески подходить к решению поставленных задач. Другими словами, сама жизнь вынуждает нас анализировать обстоятельства, ставить цели и находить нестандартные пути их достижения.

Процесс творчества и приемы развития творческих способностей рассмотрены в основном на примере технического изобретательства, позволяющего более конкретно (пооперационно) уяснить логику и составляющие поисковой деятельности.

В учебнике представлены лишь некоторые из большого количества известных методов решения творческих задач, применяющихся во многих сферах труда. Умение использовать их в жизненных и производственных ситуациях наращивает творцеский потенциал общества, работает для подъема экономики страны, обретения собственного имиджа, благополучия, а кроме того, является необходимым условием конкурентоспособности на рынке труда. Эвристические методы, широко применяемые в изобретательстве, помогут вам осознать основные этапы умственной поисковой деятельности, выявить возможности ее саморегуляции. Отдельные их принципы и элементы можно использовать при выполнении собственных творческих проектов разного уровня сложности.

На первый план при создании любой технологии выдвигаются средства достижения какой-либо цели. Однако даже самая эффективная технология не имеет права на внедрение, если не отвечает главному — этическом)7 критерию ее безопасности для человека, природы и самой жизни. Создатели новых технологий в своих действиях должны руководствоваться девизом медиков «Не навреди!».

Известно, как много страданий человеку, обществу, природе приносит неумелое применение технологий, производственных систем. Эти проблемы знакомы вам по курсу биологии и других естественных дисциплин. Рассмотренные с точки зрения технологии, они позволят лучше представить себе приоритетные направления развития производства на современном этапе.

В учебниках технологии вы уже встречались с теорией и практикой проектирования. Предлагаемый в Приложении I в качестве примерного проекта для 10 класса учебный дизайн-проект — наиболее полное (в сравнении с предыдущими учебниками), детально изложенное и проиллюстрированное на простом изделии руководство но проектной деятельности. В нем подытожено все, что вы узнали о проектировании на уроках технологии. Выбирая тему для своего проекта, вы можете ознакомиться с темами проектов старшеклассников — победителей олимпиады по технологии (см. Приложение II). В качестве примера творческого проекта для 11 класса в Приложении III представлен проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».

Нужно сказать, что наш учебник предполагает сотрудничество с учащимися в обсуждении всех выдвигаемых проблем. Как известно, ни одна книга не может содержать всей полноты знаний. Поэтому мы стремились не к том); чтобы дать в учебнике как можно больше информации, а к тому, чтобы научить добывать ее самостоятельно при решении конкретной задачи, в поиске ответа на вопрос, обращаясь не только к необходимой литературе по теме, но и к собственному опыту и уже имеющимся знаниям.

Активному, диалоговому освоению содержания способствует само построение учебника, способ подачи материала, значительная часть которого дана в таблицах и схемах, как бы в свернутом виде. Чтобы «развернуть» их, потребуется известное напряжение ума, соответствующая мыслительная работа. Эту же цель — развить способность применять полученные знания — преследуют практические задания и вопросы для самопроверки.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru