Учебник для 10-11 классов

ТЕХНОЛОГИЯ

       

Экологическое сознание и экологическая мораль в техногенном мире

Как вы понимаете идею академика В. И. Вернадского о том, что Земля — это живой организм?

Экологически устойчивое развитие человечества. Устойчивое развитие — это улучшение жизни людей в условиях устойчивой биосферы, т. е. в условиях, когда хозяйственная деятельность не влечет за собой необратимых последствий. Состояние устойчивой биосферы подразумевает сохранность такого объема естественной среды, который способен обеспечивать ее самовосстановление с учетом издержек хозяйственной деятельности человека.

Если бы человечество вернулось в пределы допустимой хозяйственной емкости биосферы, то экологические проблемы исчезли бы автоматически, прекратились бы антропогенные изменения окружающей среды. Человеку необходимо принять стратегию сохранения и наращивания нетронутой части природы.

Для стабилизации окружающей среды необходимо сократить площадь нарушенных человеком земель с 61 % в настоящее время до 20 %. Таким образом, человек должен сократить площадь, освоенную хозяйственной деятельностью на суше, до 30 млн км2.

Параллельно усилиям по сокращению площадей нарушенных хозяйственной деятельностью земель следует прилагать усилия по стабилизации численности населения и постепенному сокращению энергетической мощности хозяйственной деятельности за счет энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий.

История биосферы показывает, что почти 4 млрд лет она преодолевала все потрясения: гасила последствия мощнейших вулканических извержений и падений крупных небесных тел, переходила на новые уровни устойчивости при оледеневшей или безлёдной Земле, а также при объединении и распаде материков, всегда стабилизируя окружающую среду и удерживая ее в диапазоне, приемлемом для жизни.

Возможно, что в прошлом в биосфере Земли возникали биологические виды-разрушители. Но природа отторгала их, и исчезнувший вид, как показывает палеонтология, уже никогда не появлялся вновь.

Нет никаких оснований полагать, что законы существования и развития биосферы отменены для человека. Поэтому если «человек разумный» и дальше будет руководствоваться мифами и иллюзиями о своей главенствующей роли в природе и не предпримет мер для своего спасения в условиях приближаемой его усилиями экологической катастрофы, то природа найдет способ избавиться и от этого вида-разрушителя. Подобной перспективы можно избежать, если встать на путь разумных, сбалансированных действий в рамках биосферной концепции развития, которая основана на законах физики, химии и биологии.

Перефразируя слова профессора Преображенского из повести М. Булгакова «Собачье сердце», можно сказать: «Разруха не в окружающем мире, разруха в головах!» Если 20-30 лет назад экологические проблемы обсуждали только специалисты, то сейчас о том, что такое «экология», знают даже дети. Человек должен уйти от своего эгоцентрического отношения к окружающей среде.

Сегодня всё активнее формируется неэгоцентрическое мировоззрение, проявляющееся в экологическом сознании и экологической морали (системе представлений о мире и отношения к природе), для которых характерны:

  • ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставления человека и природы;
  • восприятие природных объектов как полноправных партнеров в общей жизнедеятельности;
  • стремление к балансу во взаимодействии человека с окружающей средой;
  • способность ограничивать свои потребительские аппетиты при пользовании «дарами» природы и забота о сохранении жизни на планете Земля.

В июле 1992 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия) правительства многих стран подписали очень важный международный документ — «Повестку дня на XXI век». Вот выдержка из него:

  1. Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.
  2. Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем предоставления широкого доступа к экологической информации.
  3. Тот, кто загрязняет окружающую среду, должен нести финансовую ответственность за загрязнение.
  4. Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы.
  5. Необходимо поощрять эффективное производство и уменьшать расточительное потребление, шире внедрять энерго- и сырьесберегающие технологии.

По мнению специалистов, наибольшую тревогу за судьбу человечества вызывают:

  • усиление парникового эффекта;
  • разрушение озонового слоя;
  • загрязнение воздуха;
  • накопление в почве ядовитых веществ;
  • кислотные дожди;
  • сокращение числа диких видов животных;
  • загрязнение грунтовых вод;
  • мусор.

Экономия ресурсов и энергии. Каждый человек прежде всего должен осознать: необходимо экономить энергию и воду.

Экономия энергии позволит:

  • уменьшить выделение углекислого газа в атмосферу (для ослабления парникового эффекта);
  • экономить топливо;
  • сократить число электростанций (для снижения опасности кислотных дождей и загрязнения воздуха);
  • благодаря меньшей добыче полезных ископаемых сохранить дикую природу.

Экономия воды позволяет тратить меньше энергии на накачивание и нагревание воды. Американцы, начав кампанию по экономии воды с 1973 года, в 1987 году использовали энергии на 44 % меньше, чем предполагалось при старых темпах потребления, но не отказались при этом ни от кондиционеров, ни от автомобилей, ни от телевидения.

Природа — источник красоты и основа жизни людей. Беречь землю, воду, воздух — священная обязанность каждого человека. Создавая новый двигатель для автомобиля, самолета, корабля, конструктор обязан подумать и о чистоте воздуха. Технолог, разрабатывая поточную линию, должен точно представить, куда пойдут отходы, — не загрязнят ли они воду. Агроном должен очень осторожно применять ядохимикаты и, помня о живой природе, стараться использовать возможности альтернативного земледелия.

Природа едина, в ней все взаимосвязано. Мир зеленых растений, взятый в целом, — это и «легкие» нашей планеты, и вечно работающая огромная «фабрика» по производству пищи для многочисленных обитателей Земли. Но огромной ценностью обладает и каждый представитель зеленого царства. Следует быть крайне осмотрительными в оценках последствий любого вмешательства в жизнь природы, потому что оно может привести к нарушению ее незримых взаимосвязей.

И все-таки необходимость активной охраны природы обусловлена не только ее ощутимой полезностью. Природа имеет для человека и другое, не менее важное значение: она облагораживает его, воспитывает в нем добрые чувства, высокие моральные качества, в том числе и сердечную любовь к родине. Глубоко прав был один из самых лиричных певцов нашей природы — писатель К.Г. Паустовский, утверждая, что «надо охранять природу во всех ее видах. Охранять саму землю, почву, растительность, воды и воздух. Охранять прекрасный русский пейзаж — тот пейзаж, что сыграл и играет огромную роль в формировании характера русского народа».

А вот что говорил об этом другой выдающийся писатель — философ природы М.М. Пришвин: «Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степь, горы... А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину».

Практическая работа

Уборка мусора около школы или в лесу

Теоретический аспект. Мусор не только опасен с экологической точки зрения, но и неэстетичен, он вызывает неприятные ощущения. Замусоренные территории ухудшают восприятие природы, памятников архитектуры и культуры. Есть глубокий смысл в том, что с давних времен во всех странах в почете были люди аккуратные, хозяйственные, рачительные. Чистота на рабочем месте, дома, в школе и вокруг вас является показателем вашей культуры. Старайтесь сделать лучше и красивее все, что окружает вас. Вовлекайте в заботу о чистоте друзей, соседей и родственников. Самую большую ошибку совершает тот, кто не делает ничего, считая, что может сделать слишком мало.

В США каждый год 23 сентября на 3 часа все население выходит на уборку территории, пляжей, собирая при этом огромное количество отходов. В нашей стране также проводятся субботники и воскресники по уборке территории.

Ход работы:

  1. Уберите мусор возле школы, в парке или в лесу.
  2. Разделите мусор на компоненты: металл, растительные остатки, бумагу; пластмассу.
  3. Металл и бумагу можно сдать в пункты приема утильсырья, а остальные отходы надо вывезти на свалку'.

Основные понятия, термины

Устойчивое развитие, неэгоцентрическое экологическое сознание, экологическая мораль.

Вопросы для самопроверки

  1. В чем суть экологического сознания?
  2. Для чего необходимо экономить ресурсы и энергию?
  3. Объясните необходимость ограничения потребностей человека.
  4. Раскройте значение природы в жизни и деятельности человеческого сообщества.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru