|
|
Учебник для 10-11 классов ТЕХНОЛОГИЯЛогические и эвристические методы решения задачРешая любую задачу, человек может идти двумя путями: Очевидно, что творческий процесс предполагает решение неординарных, не типовых, но творческих задач.
Творческую задачу можно определить как возникающую в любом виде деятельности или в повседневной жизни ситуацию, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска объективно или субъективно (для конкретного человека) новых, не известных ранее методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии и т. п. Творческая задача всегда является результатом какого-то противоречия, несоответствия реального и требуемого, имеющегося и желаемого. Все известные методы решения творческих задач по признак)- преобладания в них интуитивных или логических процедур и соответствующих им правил деятельности условно можно разделить на две группы: логические и эвристические*. Логические (рациональные) методы — это методы, в которых преобладают логические правила анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т. д. Данная группа методов основана на использовании оптимальной логики анализа технического или какого-либо другого совершенствуемого или исследуемого объекта. Эти методы применяются повсеместно в нау ке и в жизни, их преподают в школе. Наиболее ярким примером сферы применения логических методов является математика. Эвристические (интуитивные, или иррациональные) методы — это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятные стратегии и тактики деятельности человека, решающего творческую задачу. Они стимулируют интуитивное мышление, генерирование новых идей и на этой основе существенно повышают эффективность решения определенного класса творческих задач. Методы эвристики начали разрабатываться сравнительно недавно и первоначально предназначались для решения чисто технических задач. Однако сегодня они находят применение в различных областях управления и бизнеса, в рекламе, дизайне, даже в искусстве, например при подготовке театральных постановок. Эвристические методы могут быть широко применены в практике современного руководителя любого ранга. Проведение совещаний, деловых игр с использованием данных методов открывает принципиально новые подходы к решению управленческих проблем, задач в области коммерческой деятельности, а также в сфере услуг. Эвристические методы решения нестандартных задач представляют собой эффективные алгоритмы, которые позволяют рационализировать различные стороны поисковой деятельности. Эти методы опираются на активизацию творческой деятельности человека и развитие его творческих способностей на основе интуитивных процедур деятельности, фантазии, аналогий и др. В данную группу входят: метод «мозговой атаки», синектика, метод эвристических вопросов и др. Все эти методы достаточно хорошо разработаны и могут использоваться как отдельным специалистом, так и сформированным для этой цели обученным творческим коллективом. В следующих параграфах вы познакомитесь с эвристическими методами решения творческих задач и, возможно, сумеете применить их как в работе над своим проектом, так и в будущей профессиональной деятельности. Основные понятия, терминыИзобретение, патент, формула изобретения, критерии патентоспособности, товарный знак и знак обслуживания, полезная модель, промышленный образец, интеллектуальная собственность, рационализаторское предложение, логические и эвристические методы решения задач. Вопросы для самопроверки
Практическая работа
Показатели креативности, используемые в тестах:
Незавершенные фигуры (тест Торренса). Дорисуйте фигуры, изображенные на рисунке ниже, до целой картинки, придумайте и напишите название. Можно нарисовать несколько картинок по каждой фигуре.
Решение необычных ситуаций (тест Торренса). Придумайте и предложите письменное решение необычных ситуаций.
Сравните оригинальность и объем всех ответов в классе. Рассказ по картинке (тест Торренса). Для проведения данного теста необходимо сформировать группу из нескольких человек. Каждый берет себе по одной картинке и пробует рассказать о настоящем и будущем того предмета или человека, которые на ней изображены.
Сравните оригинальность и объем рассказа, т. е. силу и продуктивность творческого воображения. Методика «Четыре скрепки» (тест О.И. Моткова). Вам даны четыре скрепки. Попытайтесь составить из них различные фигуры, сюжеты. На листе бумаги зарисуйте (условно) каждую фигуру и подпишите ее придуманным вами названием. Общее время работы — 7 минут.
Определяются такие качества ума, как продуктивность, гибкость, оригинальность. Если вам удалось составить более двадцати сюжетов 10 различных типов, если среди них обнаружено несколько оригинальных фигур, то можно считать, что у вас очень хорошее воображение.
Методика «Девять точек» (тест Я.А. Пономарева). Провести, не отрывая руки от листа, через все 9 точек 4 прямых отрезка. Не проводить дважды по одной линии!
Все записывают решения на своих листах бумаги и пытаются решить задачу; не советуясь друг с другом. Хороший показатель интеллектуальной активности — если вы отказались от подсказок и не берете задачу для решения на дом. Лу'чший показатель креативности — самостоятельное решение этой задачи. * Эврика! (от греч. heureka - я нашел) — междометие, выражающее радость, удовлетворение по поводу пришедшей в голову удачной мысли, открытия. Согласно преданию восклицание Архимеда при открытии им основного закона
|
|
|