Учебник для 10-11 классов

ТЕХНОЛОГИЯ

       

§ 2. Как ускорить процесс решения творческих задач

1. — Как быстро и точно определить площадь страны по географической карте? Разбивать ее площадь на квадратики и подсчитывать их число — занятие долгое и утомительное...

2. — Там огонь!.. Он в полумиле от нас, и ветер несет его в нашу сторону со страшной быстротой... Берите-ка и выдергивайте эту сухую траву!

Старик пошел в противоположную сторону и, выбрав пук самых сухих стеблей, положил их на полку своего ружья. Они мгновенно вспыхнули от искры...

— Теперь, — сказал старик, — вы увидите, как огонь дерется с огнем.

Прервем на этом отрывок из романа Фенимора Купера «Прерия» и предложим читателям исследовательские вопросы: Что сделали старик и его спутники дальше?Как именно «огонь дерется с огнем» ?

Мозговая атака

Один из эффективных методов решения творческих задач — прямая мозговая атака (МА), или мозговой штурм. Писатель Г. Кружков так пишет о методе МА: «Если у ученых дело окончательно зашло в тупик, собирают компанию умных людей и начинают... играть в „чепуху“ т. е. начинают вслух выдвигать разные идеи, какие кому в голову взбредут, — даже самые фантастические. Например, нужно построить небывалых размеров купол над стадионом. Один говорит: „Насыпать гору, покрыть ее асфальтом, а потом гору выскрести из-под асфальта“. Второй: „Вырыть яму и вывернуть ее наизнанку“. Третий: „Поймать миллион пауков и заставить их сплести купол из паутины“. Четвертый: „Натянуть огромное полотнище, а потом намочить и заморозить“ и т. д. А магнитофон крутится и заносит всю эту чепуху на пленку. Потом ученые эту пленку внимательно прослушивают. Среди вороха бредовых идей очень часто оказывается именно та неожиданная, но верная идея, которую раньше никак не могли найти».

Суть метода заключается в следующем психологическом эффекте. Если взять группу из 5-8 человек и каждому предложить независимо от других индивидуально высказать идеи и предложения по решению поставленной изобретательской или рационализаторской задачи, то в сумме получим идей меньше, чем если предложить этой группе коллективно высказать идеи по этой же задаче.

Во время сеанса МА происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву (озарению). В одном из американских руководств по методу МА говорится: «99 % ваших конструктивных идей возникает подобно электрической искре при „контакте“ с мыслями других людей».

Популярные телепередачи «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» — это примеры МА, только участники встречи после обсуждения выдвигают одну версию из нескольких.

Цель метода МА — стимулировать всех участников обсуждения к быстрому генерированию большого числа идей.

Для устранения психологических препятствий, вызываемых боязнью критики, американец А. Осборн предложил разделить во времени генерирование идей и их критическую оценку. В каждой процедуре участвуют разные люди. Эта идея стала основой его метода, впоследствии названного прямым мозговым штурмом.

Задача «штурмуется» в течение 20-40 минут. Вторая группа — «эксперты» — по окончании штурма выносит суждение о ценности выдвинутых идей. В ее составе лучше работают люди с аналитическим, критическим складом ума.

Условия задачи перед ее штурмом формулируются только в самых общих чертах.

При генерации идей запрещена всякая критика, не только явная словесная, но и скрытая — в виде скептических улыбок, мимики, жестов. В ходе штурма между участниками должны быть установлены свободные и доброжелательные отношения. Надо, чтобы идея, выдвинутая одним участником штурма, подхватывалась и развивалась другими. Рекомендуется приглашать на штурм людей разных специальностей и разного уровня образования.

Нежелательно включать в одну группу людей, присутствие которых может в какой-то степени стеснять других, например руководителей и подчиненных.

Опыт использования МА показывает, что генерации идей способствуют такие приемы, как аналогия (сделай так, как это делалось при решении другой задачи), инверсия (сделай наоборот), фантазия (предложи нечто неосуществимое), эмпатия (считай себя частью совершенствуемого объекта и выясни при этом свои чутзства, ощущения) и пр.

Универсальность метода МА позволяет рассматривать любую проблему или любое затруднение, в какой бы сфере человеческой деятельности они ни возникли. Это могут быть задачи из области организации производства, сферы обслуживания, бизнеса, экономики, социологии, уголовного розыска, военных операций, если они достаточно просто и ясно сформулированы.

Практическая работа

  1. Выделите из состава класса группы генераторов идей и аналитиков (по 6-8 человек), используя приведенные ниже тексты.
  2. Решите предложенные ниже задачи или другие, поставленные учителем, проблемы методом МА. Проанализируйте полученные результаты.

Тесты для отбора в группу генераторов идей.
Тест на оригинальность.

Вдалеке от всех космических трасс лежала маленькая угасающая звездная система. Но вот возникла потребность в создании новой трассы, проходящей через эту систему. Для создания космической базы на единственную планету этой системы был послан автоматический разведчик. Видеокамеры показали мрачный безжизненный ландшафт. На каменистой поверхности беспорядочно разбросаны овальные камешки, сглаженные частыми ураганами. Во время начавшегося урагана связь с разведчиком пропадает. На планету высылается пилотируемый транспортный корабль с модулем станции. На корабле также имеется научно-исследовательская лаборатория для подробного изучения планеты. Посадка прошла благополучно. Недалеко были обнаружены резиновые амортизаторы и керамические фрагменты двигателей и электроники — остатки автоматического разведчика. Экипаж начинает запланированную работу, когда орбитальный метеозонд сообщает о надвигающемся урагане. Во время урагана связь с Землей нарушается. На Земле в центре космических исследований начинают волноваться. В это время связь возобновляется на несколько секунд и капитан корабля успевает лишь прокричать: «Никогда не приземляйтесь на эту планету, не изучив историю ее...» Больше корабль на связь не выходил...

Предложите окончание этого рассказа (или перечислите всевозможные последствия данной ситуации).

Тесты на семантическую* (понятийную) гибкость.

  • Дано пять объектов: авторучка, огурец, шарик, карманные часы, лампочка, но только с помощью одного из них можно разжечь огонь. Как?
  • Даны два предмета: авторучка и палочка. Необходимо соединить их так, чтобы получился полезный третий предмет.

Тест на образную адаптивную** гибкость.

Из шести целых спичек сложите 4 равносторонних треугольника, при этом каждая сторона должна равняться длине спички.

Тест на семантическую спонтанную*** гибкость.

  • Предложить всевозможные способы применения обычных вещей: ластик, ручка, ложка, банка и пр.
  • Перечислить как можно больше объектов, принадлежащих к классу канцелярских принадлежностей, к столовой посуде.

Тесты для отбора в группу аналитиков

  • Человек наклонился над водой и рассматривает свое отражение. Задайте по этой картине как можно больше вопросов.
    • Придумайте как можно больше причин этого действия.
    • Перечислите все его возможные последствия.
  • Предложите способы изменения (модернизации) игрушек: куклы Барби, солдатиков.
  • Задайте как можно больше вопросов о радио (или другом предмете).
  • Представьте, что к облакам привязаны веревки, спускающиеся до земли. Что из этого может получиться?

Задачи для группы генераторов идей

  1. Служащие в новом здании фирмы стали все чаще жаловаться на плохую работу лифтов, особенно в часы пик: долгое томительное ожидание, нарастающее раздражение. Перед руководством фирмы встала проблема — либо увеличить число лифтов, либо заменить лифты на скоростные, либо установить компьютерный центр, который следил бы за работой лифтов. Все это было слишком дорого, поэтому' пригласили консультантов по творческому решению задач. Как разрешить эту' проблему простыми средствами?
  2. Предложите как можно больше различных способов крепления на классной доске схем, выполненных на плотной бумаге.
  3. В стоге сена надо найти иголку7. Предложите свой способ поиска.
  4. Для спасения летчика, спустившегося на парашюте в море, разработан специальный наду вной плотик. Плотик имеет герметичный отсек для запаса питьевой воды, застегивающийся на водонепроницаемую молнию. Плотик практически непотопляем при любом шторме. Однако при испытаниях у плотика выявился существенный недостаток: во время шторма он переворачивался. Как устранить этот недостаток? Увеличить вес можно не более чем на 3-5 кг.

* Семантический — здесь: устанавливающий отношения между словом и понятием.

** Адаптивный — здесь: приспосабливающийся к разным условиям.

*** Спонтанный — здесь: внутренне подготовленный к ответу без раздумий.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru