>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник для 10-11 классов

ТЕХНОЛОГИЯ

       

Связь технологий с наукой, техникой и производством

Согласны ли вы с тем, что «нет ничего практичнее хорошей теории» ? Как вы объясните это утверждение?

Существование человека и общества на протяжении всей истории цивилизации в значительной степени было связано с переработкой сырьевых ресурсов в готовый продукт или полуфабрикат, удовлетворяющий физические, духовные или интеллектуальные потребности человека. Бесчисленное множество преобразований позволило человеку создать особый, не свойственный природе искусственный мир — техносферу. Сегодня мы видим, что человечество все дальше и глубже уходит в этот искусственный мир из естественной природной среды.

Очевидно, с одной стороны, что высокий уровень технологии и техники создает благоприятные условия для развития культу ры, экономики, повышает качество жизни, с другой — высокий материальный уровень жизни общества и его культу ра создают благоприятные условия для развития технологической среды, двигают вперед прогресс. Высокие темпы роста потребностей человека и общества ведут к ускорению темпов развития технологического мира. Уровень развития человеческого общества определяется уровнем развития технологий. В свою очередь, развитие технологий неразрывно связано с наукой, техникой и производством.

В процессе производства с помощью техники и технологий осуществляется преобразование сырья, материалов, энергии, информации в полезные вещи. На производстве изготовляют строительные материалы и дома, станки и компьютеры, автомобили и самолеты, военную и медицинскую технику, пищевые продукты, книги — практически все, чем пользуются люди.

Понятно, что технологии производства молочных продуктов отличаются от технологий производства автомобилей. Тем не менее у них много общего, так как любая технология сводится, по сути, к рациональному выбору:

  • исходного материала и заготовок;
  • инструментов и приспособлений, с помощью которых будет осуществляться преобразование;
  • режимов обработки;
  • технологических машин, которые будут производить работу по преобразованию;
  • средств и устройств контроля качества произведенной продукции.

Современное производство немыслимо без различных машин и устройств для обработки или транспортировки материалов, другими словами, без техники. Станки, автоматические линии для сборки телевизоров или розлива молока в пакеты, средства связи, автомобили и многое другое — все это объединено понятием техника. Следует заметить при этом, что вся техника, какой бы дорогостоящей она ни была, без технологий всего лишь груда металлолома.

Исстари основным способом приобретения нового знания для человечества служило простое накопление положительного опыта методом натурного экспериментирования (путем проб и ошибок). Нарастающая сложность и дороговизна техники потребовала отказа от метода проб и ошибок (как ведущего). Появилась потребность в научном знании. Для нужд производства начались поиски ответов на насущные вопросы:

  • Что происходит с материалом, если его нагревать, резать или пластически деформировать?
  • Что будет, если смешать химические вещества?
  • Как преобразовать химическую энергию топлива в механическую энергию машин?
  • Что происходит в электрической цепи? И т. п.

Подобных производственно-технологических вопросов возникало великое множество. Благодаря развитию науки на большинство из них найдены ответы.

Наука — это сфера человеческой деятельности, в задачи которой входит выработка новых знаний, а также теоретическая систематизация уже имеющихся знаний о действительности. Цели науки — описание, объяснение и предсказание (осмысленное предвидение) различных процессов или явлений. XX век — век научно-технического прогресса, важнейшей чертой которого является создание четырехзвенной системы машин:

  1. машины-двигателя;
  2. рабочей машины;
  3. транспортной машины;
  4. автоматизированной системы управления и контроля за их работой.

Четырехзвенная система машин позволила механизировать и автоматизировать не только физическую, но и интеллектуальную деятельность человека.

Важнейшей чертой современного научно-технического прогресса является то, что при четырехзвенной системе машин технологические процессы становятся непрерывными, в отличие от дискретных (прерывных) процессов при трехзвенной системе машин. Особенностью научно-технической революции является то, что наука становится непосредственной производительной силой.

Современное материальное производство остро нуждается в научном обеспечении. Чтобы производимые товары (услуги) были конкурентоспособны, необходимо применять в производстве эффективные технологии на основе новейших достижений науки — наукоемкие технологии. При этом прирост научных знаний (научного совокупного продукта) должен быть больше прироста техники и технологий. Последний, в свою очередь, должен быть больше прироста современного производства. Наука должна развиваться с опережением, без этого не будет обеспечиваться интенсивный рост и совершенствование производства.

Любопытно, что примерно за последние полвека роль науки в материальном производстве существенно изменилась. Так, с XVIII до середины XX века открытия в науке следовали одно за другим, питали научно-технический прогресс, а практика — через создание и освоение техники — следовала за наукой, реализуя эти открытия в общественном производстве. Однако затем этот процесс резко оборвался: допустимо считать последними крупными научными открытиями создание лазера и атомной энергетики. Наука все больше стала обслуживать технологическое совершенствование практики. Понятие «научно-техническая революция» сменилось понятием технологическая революция.

Изменение роли науки в жизни людей повлияло на качество образования и структуру квалификации работников. Большинству стал необходим иной, нежели научный, тип образования, который условно можно было бы назвать продуктивным или технологическим. Основная задача современного инженера-технолога сводится главным образом к уменьшению суммы себестоимостей всех деталей, составляющих производимый продукт, через создание (в идеале) безлюдного, безотходного, высокопроизводительного производства каждой детали.

* * *

В развитии технологического мира принимает прямое или опосредованное участие каждый житель Земли — либо в качестве потребителя, либо через раскрытие новых законов и закономерностей развития общества, природы, либо через экономику, политику, культуру, экологию и т. п.

Каждый из нас должен владеть технологическими знаниями — знаниями о мире, созданном человеком, уметь действовать в этом мире и предвидеть последствия своих действий. Ведь в условиях активного техногенного воздействия на окружающую среду это становится как никогда актуальным. Сложные отношения искусственного, «машинного» мира человека и живого мира природы — тема следующего параграфа.

Практическая работа

3адание. Подготовьте доклад о любом интересующем вас открытии (известном ученом) в истории науки или техники.

Основные понятия, термины

Технологическая культура, технология, технологический уклад, научно-техническая революция (НТР), технологическая революия, наукоемкие технологии.

Вопросы для самопроверки

  1. В чем сущность понятия «культура»?
  2. Назовите известные вам виды культуры.
  3. Приведите примеры взаимосвязи материальной и духовной культуры.
  4. Приведите примеры преобразовательной деятельности человека.
  5. Назовите основные виды технологий.
  6. С какими именами вы связываете создание и развитие книгопечатания, автомобиля, радио,телевидения?
  7. Какие художественные кинофильмы, книги о науке, технике, производстве вы смотрели и читали?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru