|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник для 5 класса ТЕХНОЛОГИЯТворческий проект «Подставка для рисования»Обоснование темы проекта. Мы смоим младшим братом очень любим рисовать. Когда мы рисуем красками, кисточки часто перекатываются по столу и листам бумаги, оставляя следы краски. Я подумал, что нам обязательно нужна подставка (а может быть, и две) для кисточек и карандашей, в которую также можно было бы установить стаканчик с водой. Поэтому я и выбрал тему творческого проекта «Подставка для рисования» из тонколистового металла.
Каким же требованиям должно удовлетворять данное изделие? Думаю, что критерии должны быть следующими.
Чтобы выбрать возможные для изготовления варианты изделий, я просмотрел различные журналы, книги, сайты Интернета, а также посетил магазин. В результате поиска соответствующей информации я остановился на четырёх возможных вариантах подставки (рис. 156).
Рис. 156. Возможные варианты изделия Каждый вариант (в баллах) я оценил на соответствие выдвинутым критериям: соответствует — 1 балл, не соответствует — 0 баллов, результаты записал в таблицу (табл. 6). Таблица 6 Выбор лучшего варианта изделия
Наименьший расход материала у варианта 2, поэтому по первому критерию 1 балл присваиваю именно этому варианту, а остальным — 0 баллов. Простая конструкция у вариантов 1, 2 и 4, поэтому по второму критерию они получают по 1 баллу, а вариант 3 — 0 баллов. Оценивая варианты изделия по третьему критерию, можно отметить, что технологические операции изготовления вариантов 1, 2 и 4 доступны для пятиклассника, поэтому присваиваю им 1 балл. В варианте 3 имеются вертикальные стойки, которые не так просто изготовить и трудно соединить с верхней и нижней деталями. Значит, по третьему критерию он получает 0 баллов. Меньше всего времени потребуется на изготовление вариантов 1, 2 и 4, поэтому по четвёртому критерию эти варианты получают по 1 баллу, а вариант 3 — 0 баллов. Варианты 3 и 4 имеют современный вид, их можно назвать эстетичными и присвоить по пятому критерию 1 балл, а вариантам 1 и 2 — 0 баллов. Наиболее надёжен в эксплуатации вариант 4, так как стаканчик в нём закреплён и сверху, и снизу, поэтому по шестому критерию ему можно поставить 1 балл, а остальным вариантам — 0 баллов. Все варианты изделия изготовлены из экологически чистого материала — тонколистового металла, который не оказывает вредного воздействия на окружающую среду, поэтому по седьмому критерию им присваиваю 1 балл. Я подсчитал сумму баллов для каждого варианта и записал её в правую колонку таблицы (табл. 6). Большая сумма баллов у варианта 4, поэтому он является лучшим. Разработка эскизов деталей изделияПодставку (см. рис. 156, вариант 4) можно изготовить из листа жести толщиной 0,3...0,5 мм: прорезать в нём два отверстия и сложить заготовку определённым образом. Размеры подставки я выбрал таким образом, чтобы с одной стороны в неё можно было установить обыкновенный пластиковый стаканчик (для прочности лучше взять два стаканчика и вставить один в другой). При этом подставка не должна быть очень большой, чтобы не занимать много места на столе, и на её изготовление не требовалось много материала — жести. Учитель помог мне выполнить чертёж развёртки подставки (рис. 157). Линии сгиба на нём показаны штрихпунктирными линиями с двумя точками (штрихами).
Рис. 157. Чертёж развёртки подставки для рисования Технологический процесс изготовления подставки я представил в виде таблицы (табл. 7). Таблица 7 Технологический процесс изготовления изделия
Рис. 158. Соединение на клею в струбцине: 1 — струбцина; 2 — деревянные бруски; 3 — клеевые швы; 4 — держатель в верхней части подставки Расчёт условной стоимости материалов для изготовления изделияРазмер заготовки из тонколистового металла толщиной 0,3 мм, необходимой для изготовления подставки, составляет: 500 х 100 мм. Лист тонколистового металла размером 712 x 820 мм стоит 80 р., следовательно, стоимость заготовки равна: 31 = 80 х (500 х 100) : (712 х 820) - 7 р. Для соединения на клею потребовалась 1/10 часть тюбика клея «жидкие гвозди» стоимостью 100 р., следовательно, затраты на клей составили: 32 = 100 : 10 = 10 р. Для отделки изделия эмалью израсходована 1/10 часть банки эмали стоимостью 90 р., следовательно, затраты на эмаль составили: 33 = 90 : 10 = 9 р. Пластиковые стаканчики для воды у меня есть дома. Общая стоимость материалов составила: 3общ = 31 + 32 + 33 = 7 + 10 + 9 = 26 р. Окончательный контроль и оценка проектаИтак, подставка для рисования готова. В целом она соответствует разработанным критериям. Изделие экономичное, так как на его изготовление ушло не много материалов. Технология изготовления включает операции обработки металла, которые мы освоили на уроках технологии: разметка, правка, резание, сверление, зачистка и др. Поскольку для меня они были несложными, на изготовление подставки ушло не много времени. Учитель постоянно консультировал меня и контролировал мою работу. В магазине «Канцелярские товары» я ознакомился с ценами на аналогичные изделия, только сделанные из пластмассы, и убедился, что моя подставка стоит значительно дешевле. Но, конечно же, не надо забывать, что цена готового промышленного изделия включает также затраты на электроэнергию, доставку товара в магазин, заработную плату рабочим, продавцам и др. Изделие экологичное, так как сделано из экологически чистого материала — тонколистового металла. К сожалению, внешний вид подставки не идеальный, но я надеюсь, что в дальнейшем сделанные мною изделия будут выглядеть лучше. В качестве испытаний я использовал подставку, когда мы с братом решили дома порисовать. Оказалось, что она лёгкая и устойчивая, кисти и карандаши удобно лежат на держателях подставки.
Защита проекта (презентация)При работе над творческим проектом я постоянно пользовался компьютером: для поиска необходимой информации об объекте проектирования, при выполнении эскизов изделия и технической документации, при подготовке к презентации проекта. К защите творческого проекта я подготовил доклад, в котором:
К защите проекта я представлю готовое изделие и отвечу на вопросы учителя и одноклассников. Если моё изделие будет высоко оценено, я сделаю фотографию подставки и помещу её в портфолио. Источники информации, использованные при выполнении проекта:
|
|
|