Учебник для 7 класса

ТЕХНОЛОГИЯ

       

§ 15. Выполнение рисунка, наклеивание и отделка мозаичного набора

Каждый рисунок хорошо выглядит только при определенных его размерах. Размер рисунка можно изменять с помощью размерной сетки (рис. 54), фотографий, чертежных приспособлений, например пантографа (рис. 55), компьютера и копировальной техники.

Рис. 54. Увеличение размера рисунка путем деления на клетки

В мозаичных наборах сначала создают эскиз мозаики, а затем рисунок, желательно в красках. Наносят контуры рисунка, спрямляя острые углы и опуская мелкие детали. Отдельные тонкости изображения находят в текстуре древесины.

Рис. 55. Пантограф: 1 — базовый рисунок; 2 — рабочий рисунок; 3 — ось поворота; 4 — рычаг; 5 — копир; 6 — карандаш

Для разметки рисунка применяют измерительные и чертежные инструменты: циркули, линейки, лекала, а также различные приспособления. На рисунке 56 изображены способы деления окружности на три и четыре равные части, например при вычерчивании розеток.

Рис. 56. Вычерчивание розеток для геометрической резьбы: а — деление окружности на три равные части; б — деление окружности на четыре равные части; в — рисунок розетки

Изображение переводят на кальку и получают рабочий рисунок. Так как набор ведут по оборотной (нелицевой) стороне мозаики, то в готовом наборе рисунок будет иметь зеркальное изображение. Чтобы получить первоначальный рисунок, рабочий рисунок выполняют с оборотной стороны кальки и переводят предполагаемый фон мозаики в зеркальном изображении.

Самый трудный и ответственный момент в наборе — подбор шпона по текстуре и породе древесины. Вначале набирается фон из одного или нескольких листов шпона из одной пачки. Затем листы шпона склеивают так, чтобы швы были направлены вдоль волокон. Так они меньше заметны.

Мозаичный набор из шпона наклеивают обычно на фанеру или древесно-стружечную плиту. Поверхность основы прошл ифовывагот, дефекты заполняют шпаклевкой. Для наклеивания мозаичного набора лучше применять клеи типа ПВА или БФ. Их наносят на основу кистью или щеткой во взаимно перпендикулярных направлениях. Чтобы основа не коробилась, с другой ее стороны также наклеивают шпон, причем в том же направлении, что и направление фона мозаичного шпона. Так получают мозаичный пакет, который с двух сторон обкладывают металлическими листами и помещают под пресс. После выдержки под прессом в течение определенного для каждого клея времени набор надежно приклеивается.

Затем осуществляют отделку мозаичных поверхностей. Под отделкой понимают создание на поверхности мозаики защитно-декоративных покрытий прозрачными лаками. Перед отделкой поверхность циклюют, прошлифовывают, устраняют дефекты, очищают от пыли.

Для зачистки и выравнивания поверхностей мозаичного набора применяют специальные ножи — цикли (рис. 57). При циклевании соскабливают очень тонкую стружку толщиной 0,04...0,08 мм. Цикля может представлять собой стальную пластину толщиной 0,8...1, длиной 100... 150 и шириной 70...80 мм с прямолинейной режущей кромкой. Лезвие цикли затачивают на бруске, правят на оселке и наводят режущую кромку изготовленным из напильника круглым полированным стержнем.

Рис. 57. Зачистка поверхности циклей: 1 — цикля; 2 — режущая кромка; 3 — стружка; 4 — зачищаемая поверхность; δ — угол резания

Угол резания 8 у цикли составляет 100...110°.

При работе циклей ее берут двумя руками, как показано на рисунке 57, и, прижимая к обрабатываемой поверхности, продвигают на себя, соскабливая выступающие участки.

После циклевания поверхность шлифуют.

Прозрачное лаковое покрытие получают нанесением на поверхность одного или нескольких слоев лака.

Перед покрытием поверхность мозаичного набора можно протравить раствором красителя (морилкой) под цвет древесины красного дерева или ореха различных тонов. Для получения поверхностей черного цвета шпон пропитывают раствором железного купороса.

В художественной обработке иногда производят отбеливание древесины. Участки поверхности древесины могут быть неоднородны по окраске. Поэтому для выравнивания цвета и для обесцвечивания древесины применяют отбеливающие вещества: перекись водорода, хлорную известь и щавелевую кислоту.

С перечисленными химикатами разрешается работать только учителю!

После отбеливания кислотную среду на поверхности древесины нейтрализуют 2%-м водным раствором буры.

На увлажненной поверхности древесины поднимается ворс (отдельные волокна), что ухудшает ее качество. Для снятия ворса поверхность древесины смачивают 2-5 %-м водным раствором столярного или синтетического клея. После отверждения клея ворс становится жестким и легко снимается шлифовальной шкуркой.

Поры — мелкие отверстия структуры древесины — перед лакированием заполняют грунтовкой или порозаполнителями. Многие художественные изделия не покрывают лаком, сохраняя естественную красоту древесины. В старину такие изделия натирали воском. Это придавало им водостойкость, защищало от гниения и растрескивания.

Новые слова и понятия

Мозаичный пакет, циклевание, цикля, отделка, отбеливание древесины.

Проверяем свои знания

  1. Какими способами изменяют размер рисунка?
  2. Как можно разделить окружность на равные части?
  3. Почему переводят рисунок в зеркальном изображении?
  4. Как подготавливают основу и наклеивают на нее мозаичный набор?

Практическая работа № 15

Выполнение рисунка мозаичного набора

  1. Подберите или изобразите рисунок мозаичного набора.
  2. Увеличьте или уменьшите рисунок (по клеткам, на пантографе, ксероксе или на компьютере со сканером и принтером).

Практическая работа № 16

Отделка мозаичного пакета

  1. Подготовьте поверхность ранее изготовленного мозаичного набора к отделке: отциклюйте, прошлифуйте, устраните дефекты, очистите от пыли.
  2. Отлакируйте поверхность набора.
  3. Оставьте мозаичный набор до полного высыхания лака.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru