Учебник для 8 класса

ТЕХНОЛОГИЯ

       

§ 5. Торговые символы, этикетки и штрихкод

Информация о приобретаемых товарах содержится в технической документации, прилагаемой к изделию (инструкция, паспорт, вкладыш), а также на этикетке и маркировке.

Маркировка — это комплекс обозначений, состоящий из текста, отдельных графических, цветовых символов и их комбинаций, наносимых на изделие, упаковку, ярлык или этикетку и позволяющих определить изготовителя продукции, условия и сроки её хранения.

Этикетка содержит фирменное название продукции, символ компании, состав, рекламные материалы и инструкции для пользователя.

Вкладыш — это детальная инструкция с указаниями о мерах предосторожности для сложной или опасной продукции; вкладыш запечатывается в упаковку лекарств, химических препаратов, игрушек и т. п.

Торговые знаки могут быть самыми разнообразными:

  • удостоверяющими экологическую чистоту продукта (рис. 2, а);
  • подтверждающими стандарт качества и безопасность использования (рис. 2, б);
  • информирующими о правилах ухода за вещами (рис. 2, в).

Рис. 2. Торговые знаки: а — экологически чистая продукция, б — соответствие стандартам, в — знаки по уходу за вещами

В последнее время мы часто встречаемся со штриховым кодом на товарах.

Штрихкод выполняет несколько функций, но основные из них — контроль качества продукции и её соответствие заданному образцу.

Впервые торговый код появился в США в 1973 году, а с 1977 года на европейском континенте утвердилась Европейская система кодирования — EAN.

На территории Российской Федерации действует добровольная некоммерческая и неправительственная организация ЮНИСКАН/EAN Россия, состоящая из предприятий, использующих системы товарной нумерации и штрихового кодирования международной системы EAN.

Что же обозначает штриховой код потребительского товара? Давайте попробуем разобраться, какая информация скрывается за «зеброй».

Рассмотрим конкретный пример (рис. 3).

Рис. 3. Штрихкод (Россия)

Первые три цифры в данном случае - EAN России (460-469), где зарегистрировано данное предприятие. (Иногда не совпадает со страной производства товара, так как Россия может продать право производить определённый товар, например, Украине или другой стране, которая заинтересована в его производстве.)

Следующие четыре цифры (выдаются только EAN) — уникальный номер предприятия. Последующие пять цифр обозначают вид товара, например молочные или колбасные изделия.

И наконец, последняя цифра — это контрольное число. Она предназначена для того, чтобы показать, что штрихкод построен правильно. Это может вычислить считывающая машина (штрихкод — это машиночитаемый символ).

Информация, заложенная в штрихкоде, передаётся по всей товарной цепочке: изготовитель — оптовик — розничный торговец — покупатель. Штриховой код помогает продавцу грамотно, квалифицированно и качественно обслужить покупателя. Если товар оказался некачественным, покупатель, обратившись к продавцу, может установить фирму — поставщика данного товара и предъявить ей свои претензии. Право ставить код на свои изделия имеют только те предприятия, которые зарегистрированы в неправительственной организации ЮНИСКАН. В противном случае использование штрихкода является нарушением международных правил и влечёт за собой судебные санкции.

Штриховое кодирование успешно применяется за рубежом во многих сферах производства и активно внедряется в России:

  1. в библиотечном деле — на книгах и читательских билетах;
  2. в фармацевтике (кодируются все лекарственные препараты);
  3. на конвейерах (кодируются детали);
  4. на складах — для учёта складируемой продукции;
  5. в перевозках (багаж);
  6. при хранении деловой документации, в том числе в архивах (штрихкод наносится на папку).

Вообще-то, разобраться с тем, «кто есть кто», по коду может только специалист. Потребитель по всем возникающим вопросам, связанным со штриховым кодированием товаров, может обратиться за разъяснениями к продавцу, в отдел защиты прав потребителей, а члены региональных торгово-промышленных палат и EAN — непосредственно в Ассоциацию автоматической идентификации ЮНИСКАН. На бытовом уровне с помощью таблиц с кодами страны-изготовителя можно научиться отличать английский товар от индийского, российский от американского и т. д.

Практическая работа № 5

  1. Разработайте этикетку на производимый в семейном хозяйстве предполагаемый товар.
  2. Определите страну-изготовителя по штриховому коду.
  3. Сравните любые знакомые вам предметы (например, ранцы, куртки, пеналы, калькуляторы) по следующим признакам:
    • потребительские качества — степень удовлетворения действительных потребностей человека;
    • эстетические достоинства;
    • эффективность конструкции — удобство эксплуатации;
    • технологичность, включая экологический фактор, т. е. насколько мал нанесённый природе урон при производстве этого изделия;
    • вероятная рыночная цена — уровень спроса у различных категорий потребителей.

Новые слова и понятия

Маркировка, этикетка, вкладыш, штрихкод.

Проверяем свои знания

  1. Что такое маркировка товаров, для чего она нужна?
  2. Какие виды маркировки вы знаете и какую информацию из них может получить потребитель?
  3. Какую информацию несёт в себе штрихкод?
  4. Куда может обратиться покупатель за разъяснениями по штриховому кодированию?
  5. Перечислите известные вам области применения штрихкода. Где ещё, по вашему мнению, можно применять штриховое кодирование?
  6. Какие потребительские качества вы будете учитывать при покупке кроссовок, компьютера, настольной лампы или куртки?
  7. Может ли предоставление гарантийного ремонта и обслуживание изделия быть свидетельством невысокого качества продукции фирмы?
  8. На таре и упаковке довольно много условных обозначений — рюмочка, зонтик и т. д. Что они обозначают и какие ещё существуют обозначения? Какие условные обозначения вы встречали на предметах одежды? О чём они говорят?
  9. Какой информацией надо обладать, чтобы купить лампочку для настольной лампы взамен перегоревшей?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru