Учебное пособие

Русский язык и культура речи

       

Урок 3.7. Гармонизация коммуникативного сотрудничества

Гармонизация общения начинается с удачного установления контакта между партнёрами по общению. Для установления контакта существуют различные методики, одна из которых предлагается И.Н.Кузнецовым.

  • Эта методика предполагает последовательное прохождение пяти этапов:
    1. снятие психологических барьеров;
    2. нахождение совпадающих интересов;
    3. определение принципов общения;
    4. выявление качеств, опасных для общения;
    5. адаптация к партнёру и установление контакта.
  • Первый этап. Трудностью 1-го этапа (этапа снятия психологических барьеров) является настороженность и напряженность собеседников, а положительными факторами являются:
    • частота согласий по темам беседы;
    • их взаимность и совпадение;
    • чередование согласий с той и другой стороны.
    Признаки 1-го этапа:
    • паузы после вопросов становятся короче;
    • начинают преобладать собственные сообщения собеседника, его объяснения и дополнения к уже сказанному;
    • уменьшается количество односложных ответов и реактивных вопросов (вопрос на вопрос).
    Результаты 1-го этапа:
    • напряжённость начальных отношений сменяется расслабленностью;
    • сверхконтроль (как результат ожидания воздействий) сменяется наблюдением за развитием отношений.
  • Второй этап (поиск совпадающих интересов) начинается с выявления "точек соприкосновения", исходных элементов для установления контакта с партнёром: совпадений тем, мнений, оценок, переживаний.
    Признаки 2-го этапа:
    • нахождение одной темы, приемлемой для обеих сторон;
    • периодический возврат к одной теме;
    • появление общего фонда слов и выражений;
    • сокращение фраз и выражений в зоне общего интереса (в силу понятности по началу фразы);
    • поток сообщений приобретает характер внезапно возникших воспоминаний.
    Результаты 2-го этапа:
    • установление взаимопонимания вызывает желание продолжать общение;
    • образуются предпосылки для расширения области возможного взаимодействия.
  • Третий этап (определение принципов общения) заключается в проявлении качеств, информирующих собеседника об индивидуальных принципах общения.
    Положительными факторами на этом этапе являются:
    • предложение наиболее общих принципов, приемлемых для всех;
    • проявление качеств, которые совпадают с ожидаемым от человека;
    • быстрая и положительная реакция на предложенное.
    К отрицательным факторам относятся:
    • изображение тех качеств, исполнение которых не может быть гарантировано;
    • демонстрация авторитарных качеств;
    • попытки анализа предлагаемых качеств;
    • высказывание сомнений в отношении принципов, изложенных партнёром.
    Признаки 3-го этапа:
    • первые упоминания о принципах, которыми человек руководствуется в отношениях с людьми и в общении;
    • подчёркивание собственных качеств и свойств;
    • появление повторяющихся штампов поведения;
    • оповещение о типичных привычках и предпочтениях.
    Результатом 3-го этапа становится некоторое общее представление о качествах, которые предлагаются партнёрами для общения, достижением этого этапа должно стать первое "ощущение взаимопонимания".
  • Четвёртый этап (выявление качеств, опасных для общения) заключается в поиске качеств, которые не выявились на предыдущих этапах, но присущи человеку, а также в определении силы этих качеств относительно всех остальных, степени вероятности их проявления и круга обстоятельств, где они могут проявиться.
    Положительные факторы 4-го этапа:
    • освобождение внимания от установленных качеств партнёра;
    • отсутствие тенденции к осуждению с вашей стороны отрицательных качеств и эмоций собеседника при их обнаружении;
    • понимание значения вашего частичного самораскрытия для сохранения прочных отношений;
    • готовность к тому, что некоторые ваши отрицательные качества также будут раскрыты.
    Отрицательные факторы:
    • ваше поведение может быть расценено как выведывание качеств;
    • маневрирование (уклончивые ответы на прямые вопросы);
    Признаки 4-го этапа:
    • первое выражение партнёром сомнений в устойчивости и достоверности в ваших глазах определённых им ранее своих качеств;
    • явные расспросы;
    • стремление собеседника изменить ваше мнение о его личностных особенностях;
    • попытки "опережающих возражений";
    • попытки навязать спор.
    Результаты 4-го этапа:
    • обнаружение новых качеств партнёра;
    • выяснение привычек, которые являются помехами в общении.
  • Пятый этап. К началу 5-го этапа уже выявлены главные достоинства и недостатки собеседника, созданы предпосылки для построения доверительных отношений. В ходе 5-го этапа (адаптации к партнёру и установления контакта) наиболее важным становится поддержание процесса взаимодействия на оптимальном уровне.
    Признаки 5-го этапа:
    • стремление подчеркнуть общность целей, единство направления;
    • стремление оповещать о предполагаемых действиях, ставить вопросы на обсуждение;
    • совпадение позиций по ранее спорным вопросам
    Результаты 5-го этапа:
    • понимание не только качеств партнёра, но и мотивов и причин его действий;
    • комфортность общения;
    • уверенность в правильности совместных решений.
    (Кузнецов И.Н. Риторика. Минск: Амалфея, 2000, С. 196-212).

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru