|
|
Учебное пособие Русский язык и культура речиУрок 7.4. Морфология научного стиляЯзыку научного общения присущи и свои грамматические особенности.
Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностях
функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических,
единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты
в тексте. Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи
приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм
существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо
клавиша), манжет (вместо
манжета).
Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа: Волк - хищное животное из рода собак; Липа начинает цвести в конце июня. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины. Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации, то есть утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, обозначающее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить - к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить - расчеты, вычисления, наблюдения. Десемантизация глагола проявляется и в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся) и пр. Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается синонимией структур предложения: перегонку производят - перегонка производится; можно вывести заключение - выводится заключение и пр. Еще одна
морфологическая особенность научного стиля состоит в использовании настоящего
вневременного (с качественным, признаковым значением), что необходимо для
характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: При
раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступают
сокращения. Углерод составляет самую важную часть растения. В
контексте научной речи вневременное значение приобретает и прошедшее время
глагола: Произведено n опытов, в каждом из которых x приняла
определенное значение. Вообще, по наблюдениям ученых, процент глаголов
настоящего времени в три раза превышает процент форм прошедшего времени,
составляя 67-85% от всех глагольных
форм.
Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80% составляют формы несовершенного вида, являясь более отвлеченно-обобщенными. Немногие глаголы совершенного вида используются в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое синонимично настоящему вневременному: рассмотрим…, уравнение примет вид. Многие глаголы несовершенного вида лишены парных глаголов совершенного вида: Металлы легко режутся. Формы лица глагола и личные местоимения в научном стиле также употребляются в соответствии с передачей отвлеченно-обобщающих значений. Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы, так как они являются наиболее конкретными, мал процент форм 1-го лица ед. числа. Наиболее частотны в научной речи отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно. Местоимение мы, кроме употребления в значении так называемого авторского мы, вместе с формой глагола часто выражает значение разной степени отвлеченности и обобщенности в значении "мы совокупности" (я и аудитория): Мы приходим к результату. Мы можем заключить.
|
|
|