Учебник для 10 класса

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

       

§ 18. Тенденции развития европейской культуры XIV—XVIII в.

Возрождение

В эпоху позднего Средневековья среди жителей городов Северной и Средней Италии возродился интерес к античному наследию, к человеческой личности. Период важнейших культурных изменений (в Италии это XIV—XVI вв., в других странах Европы — XV—XVI вв.) получил название Возрождение.

В утверждавшейся в эту эпоху системе ценностей важнейшее значение приобрели идеи гуманизма (от лат. — человеческий, человечный).

Гуманисты прославляли человека-творца, любовались красотой тела и духа. У истоков гуманизма стоял Данте Алигьери (1265—1321). Вера в земное предназначение личности, в её способность, пройдя все круги ада, собственными силами совершить земной подвиг позволила поэту создать гениальную «Божественную комедию» — гимн достоинству человека.

Франческо Петрарке (1304—1374) принадлежит цикл сонетов «Канцоньере», в которых автор воспел умершую возлюбленную Лауру. Произведение Джованни Боккаччо (1313—1375) «Декамерон» повествует как о фривольных нравах современников автора, так и о всепобеждающей любви.

Философия гуманизма утверждала идею, что мерилом всего сущего является человек с его земными радостями и горестями. Красноречивы названия произведений гуманистов: Лоренцо Валла (1405—1457) в трактате «О наслаждении» писал о естественности чувственных наслаждений и радостей, Пико делла Мирандола (1463—1494) в сочинении «О достоинстве человека» доказывал, что творцом судьбы является сам человек, а не Бог.

Гуманисты — деятели искусств — не считали плотскую, земную любовь грехом, называя её Божьим даром, веря, что она дана человеку свыше.

В поисках идеалов они обращались к античному наследию. Утверждая светскую идеологию и культуру, гуманисты выступали против религиозной этики, претензий церкви на интеллектуальную гегемонию, подвергали критике пороки и невежество католического духовенства. Вместе с тем гуманисты не отрекались от христианства, оставаясь верующими людьми.

Творчество архитекторов, скульпторов и художников Возрождения являет собой удивительный синтез античной физической красоты и христианской духовности. Основой для их произведений служили библейские и евангельские сюжеты. Однако обращение к человеку как высшему началу бытия, его духовной и физической красоте придавали искусству Возрождения оптимистический, жизнеутверждающий характер.

У истоков новой живописи стоял флорентиец Джотто (1267— 1337). Он создал цикл великолепных работ на темы Евангелия, которыми расписал стены в капелле Скровеньи в городе Падуя. Вели-чественнной красотой отличается спроектированная им колокольня собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Купол этого собора, имеющий 48 м в диаметре, соорудил великий архитектор Филиппе Брунеллески (1377—1446).

Леонардо да Винчи (1452—1519), прославившийся благодаря множеству талантов — художника, учёного, музыканта, архитектора, — поражает не только разнообразием интересов, но и гениальными догадками, предвосхитившими технические изобретения позднейших времён.

Рис. Леонардо ла Винчи. Проекты боевых машин. Рисунок. XVI в.

Творения Микеланджело Буонарроти (1475—1564) притягивают зрителя суровой монументальностью. Непревзойдённый скульптор, создатель статуи «Давид», прославился своими фресками на библейские темы в Сикстинской капелле Ватикана.

Многогранно творчество живописца и архитектора Рафаэля Санти (1483—1520), известного созданными им образами Мадонны, потрясающими духовной возвышенностью и красотой.

Идеи гуманизма, художественные принципы культуры Возрождения пересекли границы Италии и распространились во многих странах Западной Европы. Благодаря воплощению в творчестве великих мастеров Возрождения, гуманистическое видение мира проникло во дворцы правителей, в стены университетов, в среду образованных горожан.

Искусство барокко

XVII в. стал временем появления нового художественного направления — барокко, название которого произошло от итальянского слова, означающего «причудливый», «странный», что довольно точно отражает его особенности. Произведения, созданные в этом стиле, привлекают грандиозностью, пышностью и вычурностью форм. Новое направление, утвердившееся в католических странах, явилось своеобразным эстетическим ответом на Реформацию — архитектура и живопись барокко должны были прославлять величие Бога и утверждать могущество римской церкви.

Рис. Дж. делла Порта. Фонтан на Пьяцца дела Ротонда. XVI в. Рим

Однако барокко не ограничивалось исключительно религиозными мотивами. Для него характерен синтез искусств. Скульптура и живопись плавно сливались с архитектурой — интерьеры зданий украшались резьбой, лепниной, скульптурными композициями, нередко архитектурные детали получали продолжение в росписях стен, потолков дворцов и храмов. Зритель подчас видел над собой не свод здания, а уходящее в бесконечность небо, наполненное божественными небожителями. Создание пространственной иллюзии, оптических эффектов — ещё одно проявление мастерства творцов нового стиля в искусстве. В эпоху барокко пейзаж, натюрморт, бытовой жанр и парадный портрет утвердились как самостоятельные жанры.

Одним из величайших мастеров барокко стал итальянский скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680). По его проекту возведена великолепная колоннада на площади перед собором Св. Петра в Риме. Бернини украшал церкви и дворцы, создавал надгробия.

За пределами Италии крупнейшим представителем барокко был фламандский художник Питер Пауль Рубенс (1577—1640), в картинах которого эмоциональность и экспрессия слились с мощным жизнеутверждающим началом («Снятие с креста», «Персей и Андромеда»).

Барокко оказало влияние и на искусство протестантской Голландии. Крупнейшим мастером живописи, жившим в этой стране, был Рембрандт (1606—1669). В своём творчестве он обращался к библейской тематике («Возвращение блудного сына», «Святое семейство»), писал портреты (групповой портрет стрелковой роты, известный как «Ночной дозор») и автопортреты. Главными выразительными средствами художника стали цвет и свет, который, кажется, излучают сами краски. Великолепны не только живописные, но и графические работы Рембрандта — в чётких, тщательно проработанных офортах художник обращался к философской и религиозной тематике, пытаясь разгадать смысл бытия.

Литература эпохи барокко насыщена описаниями чувственных сцен и жизнеутверждающими образами. Она заставляла читателя задуматься над скоротечностью бытия человека. При этом осознание того, что жизнь конечна, раскрывало её истинную цену и смысл. Подобные мотивы можно встретить в произведениях испанского драматурга Педро Кальдерона (1600—1681) и других авторов.

Театральность барокко можно увидеть и в отношении людей того времени к жизни, которое можно выразить словами английского драматурга Уильяма Шекспира (1564—1616) «весь мир — театр». Улицы во время празднеств превращались в подмостки для представлений. В Риме, Венеции и других городах проводились пышные карнавалы.

К XVII в. относится зарождение в Италии оперного жанра в музыке. Элементы барокко — полифоническая и гармоническая усложнённость, драматическое напряжение — присутствуют в музыке немецкого композитора первой половины XVIII в. Иоганна Себастьяна Баха (1685—1750).

Искусство эпохи абсолютизма

В XVII в. во Франции возник новый художественный стиль — классицизм (от лат. — образцовый). Французы называли его стилем Людовика XIV. Важную роль в становлении этого направления в искусстве сыграла Королевская академия живописи и скульптуры. Главным для художника, по мнению идеологов классицизма, было изображение величественных и благородных поступков, прославление чувства долга перед обществом и государством. Считалось, что предметом искусства, в подражание древним грекам и римлянам, должно становиться только прекрасное и возвышенное.

Видным французским художником, работавшим в стиле классицизма, был Никола Пуссен (1594—1665). На его творчество оказали сильное влияние античное искусство и живопись мастеров Возрождения. Художник стремился к отображению возвышенных деяний, меры и порядка, уравновешенности, которые искусство классицизма стремилось нести в мир. Главное внимание Пуссен уделял «правильному» изображению человеческих фигур и природы («Пейзаж с Полифемом»). По мнению мастера, ясная и строгая живопись должна выполнять ту же роль, что и нравоучительная литература, — воспитывать гражданские чувства.

Временем расцвета классицизма в живописи стала вторая половина XVIII в. Для художников этого периода обращение к идеалам Античности означало возрождение принципов природной красоты и нравственной простоты в искусстве. В эпоху, связанную с философией Просвещения и революционными идеями, популярными становились изображения суровых и благородных граждан Древнего Рима, мудрых философов Древней Греции. Таковы картины француза Жака Луи Давида (1748—1825), участника Великой французской революции. Его полотно «Смерть Марата», изображающее революционного деятеля времён террора, выполнено в традициях античного искусства.

Рис. Покои королевы Марии-Антуанетты. Версаль, Франция

Наиболее полно эстетические идеалы абсолютизма воплотились в архитектуре загородного королевского дворца и устройстве парка в Версале. По замыслу архитекторов, дворец должен был символизировать величие короля Людовика XIV. Дворец стал эталоном классицизма, примером для многих монархов Европы, создававших свои «маленькие Версали».

Париж превратился в законодателя мод ешё в XVII—XVIII вв. За причудами и прихотями обитателей Версальского дворца внимательно следили модники и модницы Европы. Французская промышленность специализировалась на производстве предметов роскоши: во все страны Европы из Франции вывозились гобелены, мебель, кружева, перчатки, бижутерия. Ежемесячно в Англию, Италию, Голландию, Россию присылали по две куклы, одетые по последней парижской моде. Во второй половине XVII в. появился первый журнал мод, и, конечно, он был французским.

В первой половине XVIII в. Франция преподнесла миру ещё один художественный стиль — рококо. Это слово в переводе с французского языка означает «украшение в форме раковины» — именно такие декоративные детали характерны для данного стиля. Рококо стал логическим завершением барокко. Действительно, многое сближает эти художественные направления — вычурность, декоративность, великолепие и роскошь. Однако рококо более легковесен и аристократичен. В этом стиле выполнены интерьеры дворцов французской знати: изящная, лёгкая мебель с искривлёнными ножками, диваны, кресла, столики, шкафы, кровати под балдахинами украшались лепными асимметричными деталями, инкрустацией. Диваны и кресла обивались нарядными гобеленами.

«Галантный век» нашёл своё выражение и во французской живописи XVIII в. Для неё характерны бегство от действительности, обращение к чувствам человека, эротика. Именно эти темы присутствуют в творчестве художников Антуана Ватто (1684—1721) и Франсуа Буше (1703-1770).

Вопросы и задания

  1. Перечислите предпосылки возникновения культуры Возрождения.
  2. Какие идеи лежали в основе творчества великих писателей и художников Возрождения?
  3. Как искусство итальянского Возрождения повлияло на развитие культуры других европейских стран?
  4. Что свидетельствовало о том, что в XVII—XVIII вв. Франция стала центром художественной жизни Европы?
  5. Прочитайте отрывок из труда английского драматурга и поэта Б. Джонсона (1573—1637) и ответьте на вопросы.

    «Поэзия и живопись — искусства родственные. Оба заняты подражанием природе... Оба эти искусства изображают и измышляют различные веши и используют их для служения природе. Но из них перо более благородно, нежели карандаш, поскольку оно общается не только с чувствами, но и с самим сознанием. Оба они видят в удовольствии и пользе обшую свою цель; и оба должны избегать всех низменных наслаждений, чтобы не сбиться с пути. Иначе искусства, стремясь усовершенствовать ум, разрушат нравы. Оба они — мастера от Бога...

    Кто не любит живописи, тот несправедлив к истине и ко всей мудрости поэзии. Живопись — создание небес; самое древнее из искусств и самое верное природе. Живопись бессловесна, по форме картины похожи друг на друга, однако произведения превосходного художника с такой лёгкостью проникают в самые глубины человеческого чувства, что иногда по силе воздействия они превосходят само красноречие. Красота живописи столь же многолика, как разнообразны и достоинства художников. Для картины свет столь же необходим. как и тень. Равным образом в литературе высокий стиль должен сочетаться с низким. Но и здесь следует остерегаться крайностей.

    Живопись заимствовала у поэзии воображение; у геометрии — её математический расчёт, пропорции, прямые и окружности, а также общую гармонию. ...Из оптики живопись позаимствовала перспективу, помогающую рассчитывать, насколько вещи отдалённые кажутся уменьшенными, как искажаются объекты, расположенные ниже или выше уровня глаз, и т. д. Из этики она заимствовала душу, выражение чувств, их волнение, нравы, когда художники пишут людей разгневанных, гордых, непостоянных, честолюбивых, смелых, великодушных, справедливых, милосердных, сострадательных, смиренных, угнетённых, низких и т. д.».

  • Что, по мнению автора, роднит поэзию и живопись?
  • Какие достоинства живописи отмечает автор?
  • На достижении каких наук основывалось развитие живописи?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru