|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник для 11 класса ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ§ 23. Социокультурное развитие: изменения в повседневной жизни людейЭмансипация женщинВ период с 1880 по 1945 г. происходил процесс женской эмансипации в Европе, Америке и ряде других стран (так называемая первая волна феминизма). Он был связан с изменением роли женщины в общественной жизни, прежде всего экономической. Индустриальное общество превращало женщин в наёмных работниц на фабриках и заводах, в развивающейся сфере услуг, на конторских должностях и т. д. Всё больше женщин получали профессии, которые применялись в интеллектуальных областях деятельности: они становились учителями, адвокатами, журналистами. К 1914 г. во французских университетах уже 10% студентов составляли девушки.
Но Кембриджский университет (Англия) только в 1947 г. принял решение о принятии женщин в число студентов и присвоении им учёных степеней. В 1980-х гг. в европейских странах работало 33-40% женского населения. В СССР и некоторых бывших социалистических странах количество работающих женщин достигало 80-90% от их общего числа. В период первой волны феминизма борьба шла за уравнивание женщин с мужчинами на производстве, в области образования, избирательных правах. Но эмансипация сводилась не только к этому, требовалось преодолеть подчинённое положение женщин по отношению к мужчинам, изменить стереотипы мужского поведения, рассчитанные на подчёркивание неравноправия. В странах «третьего мира» (особенно это относится к мусульманским странам) полная эмансипация женщин не завершена до сих пор. Во многих из них женщины всё ещё находятся в неравном с мужчинами положении, в ряде случаев не столько в правовом, сколько в силу традиций в социальном и семейно-бытовом. Дальнейшая эмансипация женщин получила название второй волны феминизма, отсчёт которой начался с 1960-х гг. Суть требований заключалась уже не только в предоставлении равных прав, но и в создании новых возможностей. Женщины активно занимались бизнесом и политикой, добиваясь высших государственных постов. Премьер-министрами стали, например, Сиримаво Бандаранаики на Шри-Ланке (первая в мировой истории, 1960—1965, 1970—1977), Индира Ганди в Индии (1966-1977, 1980-1984), Маргарет Тэтчер в Великобритании (1979—1990). В настоящее время самой известной женщиной — главой правительства является Ангела Меркель (Германия). ОбразованиеНачиная с XIX в. всё больше людей пытались и сами получить образование, и помочь получить образование своим детям. Малообразованный человек в условиях динамично развивающегося общества ограничен в возможностях устроиться на хорошую работу, иметь высокую зарплату, сделать карьеру. Во всех странах шла борьба за то, чтобы образование стало обязательным, по возможности бесплатным, а также светским, свободным от вмешательства церкви. Большую роль в процессе индустриализации сыграло обучение техническим профессиям (на разных уровнях — от элементарного до инженерного). Главным направлением начального образования стало его превращение в массовое и обязательное. В большинстве западноевропейских государств законы об обязательном бесплатном начальном образовании были приняты ещё в XIX в. В ряде стран Латинской Америки всеобщее начальное образование было введено в начале ХХ в. но ещё в начале 1970-х гг. свыше 20% детей не посещали начальную школу. В СССР всеобуч был введён в 1930 г. К середине 1980-х гг. около 90% детей младшего школьного возраста во всём мире получали начальное образование. На протяжении ХХ — в начале XXI в. в большинстве стран подрастающее поколение получало либо общее, либо среднее профессиональное образование. По всему миру растёт число высших учебных заведений. Теперь в них имеют право учиться не только граждане своей страны, но и молодёжь из других государств. Практикуется также обмен студентами. В 2005 г. на 10 тыс. жителей в США приходилось 445 студентов, в Великобритании — 276, Германии — 240, Японии — 233 студента. Научный и технический прогресс требует постоянного повышения квалификации. На производстве меняется оборудование, внедряются новые технологии и механизмы, врачи имеют дело с обновлением медицинских методик, появлением более эффективных лекарств — и такова ситуация во всех профессиях. Поэтому по каждой специальности существует система непрерывного последипломного образования. В случае экономических кризисов организуется обучение другим профессиям. Современный человек должен понимать, что ему предстоит учиться всю жизнь. Это необходимое условие сохранения статуса высококвалифицированного специалиста. Жизненный уровень и бытовая обустроенностьВ ХХ — начале XXI в. во всём мире, и в первую очередь в развитых странах, происходило повышение как материального уровня населения, так и качества жизни в целом. Наступление эпохи массового потребления характеризуется постоянным увеличением спроса на товары и услуги, погоней за модными и новыми образцами одежды и обуви, часов, мобильных телефонов и т. д. Не случайно появились такие термины, как «шопинг» и «шопомания». Несмотря на глобальную тенденцию в сторону улучшения качества жизни, продолжает сохраняться разрыв в средних доходах жителей развитых и развивающихся стран. Этот разрыв может быть ниже в десять и более раз по сравнению с развитыми странами. В свою очередь, внутри развитых и развивающихся стран также существует градация в уровнях жизни. Например, Португалия и Болгария, Германия и Дания — члены Евросоюза, но доходы населения в них весьма разнятся. Естественно, стандарты качества, в том числе и уровня жизни в разных странах, далеко не одинаковы. Для выравнивания принимаются различные социальные программы: о пенсионном обеспечении, помощи многодетным семьям и мате-рям-одиночкам, социальном жилье и т. д. В обществе потребления человек окружён постоянно меняющимся миром вещей. И больше половины — это вещи, которые были неизвестны до ХХ в. или широко не применялись. Ещё в начале ХХ в. большинство населения мира не знали, что такое электрическая лампа в частной квартире, и пользовались керосиновыми лампами с фитилём; квартиры отапливались дровами или углём, не было централизованного водяного отопления, электрических и газовых плит, холодильников. Автомобиль являлся роскошью, а не массовым средством передвижения, частью повседневного быта. Не было столь привычных сейчас авторучек, на каждой парте в школе стояла чернильница. За время от начала ХХ в. до начала ХXI в. произошла настоящая революция в одежде и моде. Сегодня удивительно узнать, что такая часть женского туалета, как бюстгальтер, была запатентована только в 1914 г. Но никого сейчас не удивит женщина в брюках, пиджаке и при галстуке — все эти принадлежности мужского туалета в совокупности и по отдельности давно уже стали женским костюмом. Наряду с натуральными тканями (шерстяными, полотняными, шёлковыми), во второй половине ХХ в. появились искусственные (вискозное полотно, нейлон и т. д.). Красивые и дешёвые по производственным затратам, они в какой-то период потеснили одежду из натуральных тканей. Не случайно цикл романов французской писательницы российского происхождения Э. Триоле, отразивших жизнь 1950—1960-х rr., получил название «Нейлоновый век». Погоня за «брендовой» одеждой и модой охватила большую часть населения. Вот как рисует портрет «брендового» мужчины один из модных японских писателей Харуки Мураками: «Галстук от Армани, костюм от Лючано Сопрани, рубашка тоже от Армани. Туфли от Россетти». Развитие бытовой техники намного облегчило участь женщины, ранее жёстко привязанной к домашнему очагу. Теперь, возвращаясь с работы, женщина может купить готовую еду и расплатиться кредитной картой. Дома купленную еду можно быстро разогреть в микроволновой печи. На это будет затрачено минимум времени. Сегодня, в начале ХXI в., даже у школьников появились мобильные телефоны, свободное время дети могут провести за просмотром телепередач или кинофильмов. Во многих школах и уже практически в каждой семье имеются компьютеры, широко распространены ноутбуки, планшеты. На работе и дома люди пользуются электронной почтой. Наличие таких средств связи позволяет человеку общаться и по работе, и по интересам с большим кругом людей, живущих в разных, часто отдалённых местах. Вместе с ростом благосостояния и уменьшением количества рабочих часов в неделю у людей появились финансовые возможности и время для организации разнообразного отдыха. Всё большее значение для современного человека, наряду с работой и семьёй, приобретают различные увлечения — спорт, международный туризм, игромания, в том числе компьютерная, коллекционирование и т. д. Современный человек в развитых странах, как правило, является носителем глобальной урбанистической культуры. Он индивидуалистичен, подчёркивая это своим поведением и одеждой. Несмотря на диктат моды, на улице трудно встретить одинаково одетых людей. Многие, конечно, носят джинсы, но рубашки, блузки, пиджаки, куртки разнообразны и по расцветке, и по покрою.
Рис. Панорама современного Дубая Рост индивидуализма в обществе можно проследить даже по модным танцам. Например, танго пришло в Европу из Аргентины в 1910 г. В отличие от танцев XIX в., этот танец более интимен и менее стандартизирован в исполнении. Тогда же, с 1910 г., в Европе распространился пришедший из США фокстрот, быстрый и допускающий вольности в исполнении. Во второй половине ^Х в. в молодёжной культуре начинает доминировать так называемый свободный танец. Он основан на личностно-интимном танцевальном творчестве. При свободном исполнении можно сформировать собственный индивидуальный рисунок танца. Начало распространения свободного танца связано с появлением рок-музыки, в частности рок-н-ролла в 1950—1960-х гг.
Изменился облик городов, т. е. среда, в которой формируется и живёт современный человек. Многоэтажные дома выросли на месте зданий начала XХ в. Построены новые, в современном архитектурном стиле, столицы в Бразилии, Малайзии, Объединённых Арабских Эмиратах, Казахстане. К началу XXI в. в развитых странах изменилась структура населения. Сократилась рождаемость, но вместе с тем увеличилась продолжительность жизни. Одним из факторов, повлиявшим на изменение структуры населения, стали успехи медицины и развитие здравоохранения. Под здравоохранением понимается система организации медицинского обслуживания населения, имеющая два взаимосвязанных аспекта: общественный — источники и размеры финансирования и индивидуальный — доступность медицинских услуг для конкретных граждан, имеющих разные доходы. Основные формы оказания медицинской помощи — государственная, страховая и частнопрактикующая. В большинстве случаев они встречаются в разных сочетаниях. Общая тенденция в развитии здравоохранения — сделать медицинские услуги более доступными и качественными. В здравоохранении всё большее значение приобретают профилактическое обслуживание (в первую очередь переход к всеобщей диспансеризации), организация родовспоможения и жизнеобеспечение новорождённых, социальная помощь инвалидам и пожилым людям. В ряде стран развёрнута последовательная борьба с курением, пьянством, наркоманией. Физкультура и спортУже с конца XIX в. физкультура и спорт стали занимать большое место в общественной жизни. Получило распространение занятие физкультурой по утрам. Как учебный предмет она вводилась в школах. Молодёжь начала увлекаться спортивными командными играми: футболом, волейболом, баскетболом, хоккеем. Росло понимание того, что занятия физкультурой и спортом укрепляют здоровье и формируют спортивную фигуру, а также являются прекрасным средством для поднятия эмоционального тонуса. Тысячи людей тренируются в спортивных клубах, посещают плавательные бассейны и конькобежные площадки, ходят в туристические походы. Наряду с традиционными видами спорта, в настоящее время приобрели популярность горные лыжи, роликовые коньки, сёрфинг (катание на волнах), спуск на плотах по горным рекам, восточные единоборства.
Рис. Олимпийские игры в Стокгольме. Плакат. 1912 г. Спортивные состязания стали увлекательными зрелищными мероприятиями. Их любители (болельщики) заполняют огромные стадионы, часами смотрят спортивные соревнования по телевизору. Поэтому, наряду с массовым спортом, получил развитие профессиональный спорт. В 1896 г. по инициативе француза П. де Кубертена были проведены первые всемирные соревнования, названные Олимпийскими играми в память о древнегреческом спортивном празднестве. С этого времени они проводятся каждые четыре года, место их проведения определяется Международным олимпийским комитетом. С 1924 г. наряду с летними Олимпийскими играми, проводятся и зимние. Каждые игры имеют свою эмблему, сочетающую олимпийский символ — пять колец и символ города, в котором проходят соревнования.
Вопросы и задания
|
|
|