Учебник для 8 класса

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

От традиционного общества к обществу индустриальному

  • Каковы хронологические рамки Нового времени?
  • Назовите черты традиционного общества.
  • Укажите черты раннего Нового времени, отличающие его от Средневековья.
  • Какие черты личности присущи человеку Нового времени?

Изучая в 7 классе события XVI—XVIII вв., вы узнали об эпохе раннего Нового времени, когда в Западной Европе происходило разрушение традиционных обществ.

В 8 классе вам предстоит познакомиться с историей XIX в. В это время в Западной Европе и США зарождается и получает своё дальнейшее развитие индустриальное общество.

В XIX в. в Западной Европе и США перерастание традиционного общества в общество индустриальное происходит в процессе модернизации.

Изучая историю раннего Нового времени, вы могли убедиться в том, что разрушение традиционного общества в странах Европы происходило неравномерно. В связи с этим учёные выделяют в XIX в. три эшелона модернизации. Первый эшелон — страны старого капитализма, или центра (его развитие совпадает с началом Нового времени), где индустриальное общество развивалось эволюционно и это развитие носило естественный характер (например, Англия, Франция). Второй эшелон — страны молодого капитализма, или срединная зона, где модернизация проводилась в основном за счёт целенаправленных реформ (например, Германия, Италия, Австрийская империя, США, Россия). Третий эшелон модернизации — страны, отдалённые от центра (например, Латинская Америка, Испания, Португалия и др.), где преобладали нормы традиционного общества и процессы модернизации распространялись очень ограниченно.

Коснулась ли модернизация стран Востока? Следует отметить, что модернизация носила в них запаздывающий и ограниченный характер, имела свои особенности. Раздел мира на сферы влияния индустриально развитыми странами рождал у народов Востока враждебное отношение к колонизаторам и, как следствие этого, неприятие всего того, что имело западное происхождение (исключение составляло только, пожалуй, современное оружие). Кроме того, в традиционных обществах Востока существовали свои ценности, основанные на ином, чем у европейцев, восприятии мира. Восточные общества стремились сохранить традиции, которыми дорожили, не желали в подавляющем большинстве перенимать чуждый им европейский образ жизни. Уникальным для рубежа XIX—XX вв. явился только опыт Японии, сумевшей встать на путь индустриализации и развиваться согласно девизу «Восточная мораль— западная техника».

Существовавшее в XIX в. понимание модернизации имеет чисто европейское происхождение. Ведь европейцы стремились подчинить себе природу, переделать мир на свой лад согласно своим представлениям о прогрессе.

С точки зрения европейцев, модернизация — это изменение менее развитого общества, в ходе которого оно приобретает новые качества, свойственные более развитому обществу.

В целом же модернизация — длительный и очень сложный процесс, в его ходе на основе индустриализации изменения охватывают все стороны жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь. В XIX в. процесс модернизации происходит в Западной Европе и в США и приводит к преобразованию традиционного общества в индустриальное.

Изучая историю XIX в., мы увидим новые демографические процессы: в это время в Европе происходит бурный рост численности населения, «люди приходят в движение», т. е. усиливаются миграционные процессы. В поисках работы, лучшего заработка потоки сельских жителей направляются в города. Быстро растёт численность городского населения, впервые в истории города начинают преобладать в экономической жизни. В XIX в. усиливается эмиграция в страны Нового Света.

В экономической области проявлением модернизации является индустриализация.

В XIX в. благодаря завершению промышленного переворота развивается индустриализация — ручной труд постепенно вытесняется машинным. Сами машины начинают производиться также при помощи станков, усложняются технологические процессы, углубляется разделение труда, что ведёт к дальнейшей его специализации. Индустриальная революция, постепенно охватывающая страны и континенты, приводит к появлению новых материалов, новых источников энергии, новых средств сообщения и связи, новой организации труда. Создаётся единая система мирохозяйственных связей, возникает мировой рынок, обостряется соперничество между наиболее развитыми европейскими государствами из-за владения колониями и сферами влияния.

В XIX в. появляются новые скорострельные виды оружия: винтовки, пулемёты. Военный флот пополняется паровыми крейсерами, броненосцами и другими типами кораблей. Парусный флот уходит в прошлое.

В политической области модернизация проявляется в демократизации государственной и общественной жизни.

В ходе продолжающихся в первой половине XIX в. революций и реформ идёт перестройка государственной власти. Всё больше сторонников находит идея просветителей: источником власти является народ. Власть королей и императоров ограничивается конституциями и парламентами, а в ряде стран (например, в 70-е гг. во Франции) побеждает республиканское государственное устройство. Усиливается влияние политических партий. Укрепляются принципы правового государства и гражданского общества, расширяются права личности.

В ряде стран разрушается традиционная сословная структура. Формируется как мощный класс буржуазия.

Модернизация в области культуры — это быстрый рост научных знаний, формирование в умах людей новых представлений о развитии природы и общества, это процесс дальнейшего обмирщения сознания, начатый в XVI в. Реформацией, это придание светского характера школьному образованию.

Оформляются основные социальные учения: консерватизм, либерализм, социализм.

Подводя итоги развития общества в XIX в., мы можем сказать: прекрасен век, давший миру господство машинного производства, общественное разделение труда, развитой рынок, окончательно превратившийся в регулятор товарного хозяйства; прекрасен век, в котором в Европе и США усилилось стремление к демократизации государственного и общественного устройства, когда постепенно, через революции и реформы, шло формирование правовых государств, складывались гражданские общества; прекрасен век, усиливший влияние человека в обществе и его власть над природой.

Но всё ли было прекрасно? Уже в первой трети XIX в. учёные начинают проявлять беспокойство о последствиях влияния индустриализации на окружающую среду. Они предупреждают, что выделения двуокиси углерода вызывают потепление атмосферы. Создание новых видов оружия сделало войны особенно опасными, а мощное развитие производства поставило его в зависимость от источников энергии.

Технический прогресс, делая жизнь человека богаче и комфортнее, предоставляя ему больше досуга, в то же время породил экологические проблемы, грозящие существованию человечества.

Так что же дал человеку XIX в.?

Проверьте себя

  1. Объясните термин модернизация.
  2. Покажите на карте страны первого, второго и третьего эшелонов модернизации.
  3. Перечислите демографические процессы, характерные для XIX в.
  4. Объясните понятие «индустриальная революция». В чём она проявляется?
  5. Объясните понятие «демократизация». Какие явления свидетельствуют о демократизации общественной жизни?
  6. Приведите факты, свидетельствующие о противоречивости общественного прогресса.

Подумайте

  1. Подумайте, чем можно объяснить существование различных эшелонов модернизации.
  2. Как вы считаете, почему процесс модернизации в XIX в. почти не коснутся стран Востока?
  3. Обсудите с одноклассниками, что составляло основное содержание процесса модернизации в Западной Европе в XIX в.
  4. Выделите проблемы, порождённые техническим прогрессом в XIX в. Сравните их с проблемами, связанными с техническим прогрессом в наше время, и раскройте особенности проблем XIX в. Используйте данные физики, химии, географии и биологии.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru