|
|
Учебник для 8 класса ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯГлава I. Становление индустриального общества
В период раннего Нового времени Запад вырвался вперёд в области роста городов, развития науки, технических достижений. К середине XIX в. в развитых европейских странах завершилась первая промышленная революция — переход от мануфактурного производства к фабричному. Уже в начале XIX в. промышленная революция шагнула во Францию, в Германию и изменила их облик.
Огромные города и фабричные трубы преобразили европейский континент. Казавшиеся ещё недавно «медвежьими углами» далёкие от центра районы включались в процесс промышленного развития. Огромных успехов технический прогресс достиг во второй половине XIX в., в годы второй промышленной революции. Успехи технического прогресса ускорили промышленный рост развитых европейских стран и США, сделали для них возможным переход к индустриальной фазе производства. В первую очередь это было открытие новых источников энергии, новых видов станков, развитие транспорта и связи. Всё это расширило возможности индустриализации. В первой половине XIX в. в Европе сложилась модель свободного рыночного капитализма. В конце XIX в. возникают промышленные и банковские монополии. На рубеже веков казалось, что Европа стала центром мира и господствовала над ним. Можно было подумать, что подтвердились слова великого немецкого философа Гегеля: «После кругосветных путешествий мир стал для европейцев круглым. То, что не было ещё покорено, либо не стоит того, либо ещё будет покорено».
К концу XIX в. складывается всеохватывающее мировое хозяйство, народы попадают в экономическую зависимость друг от друга в процессе обмена товарами и сырьём. Техника коренным образом изменила и повседневную жизнь человека, и самого человека. Достижения общества стали измеряться успехами в развитии машинного производства. Технический прогресс превратился в одну из главных ценностей. Меняется социальный состав населения, убеждения его различных слоев выражают новые социальные учения. Художественная культура XIX в. — это время открытий, поисков новых художественных форм, приёмов, способов познания и отображения действительности. По-прежнему, как и в эпоху Просвещения, в центре внимания искусства — человек и его проблемы.
|
|
|